Новый фильм Дж. Дж. Абрамса, вообще-то, не вполне фильм. Это нечто большее. Веха. История. Что бы там ни происходило на экране (собственно лента может оказаться посредственной или даже полным дерьмом – это не важно), вокруг непременно поднимется такой шум, что будет слышно в далекой далекой галактике.
Star Trek – агрессивная среда, поглотившая за 40 лет своего существования миллионы невинных душ: такие армии сочувствующих не снились ни Толкиену, ни Алану Муру, ни группе «Кипелов».
Так получилось, что мы всегда были от всеобщей истерии несколько в стороне. Чтобы сообразить из-за чего у них там такая суматоха, нужно разобраться в ключевых людях, событиях и понятиях этого удивительного явления.
Истоки Первая версия телесериала Star Trek имела вполне сиротский рейтинг. После второго сезона было принято решение вообще отменить шоу. Однако то, что у «Звездного пути» не было большой аудитории, не значит, что у него не было фанатов.
Энтузиасты завалили телеканал слезными письмами, и, поскольку в те времена такая практика была в новинку, третий сезон получил зеленый свет, правда, уже вдалеке от прайм-тайма. После третьего (еще более бесславного) сезона сериал все-таки сняли с эфира. Но гики не сдались.
Группа поклонников организовала конвенцию с участием актеров, где вместо ожидаемых сотен зрителей собрались уже тысячи. Фанаты не унимались – они выпускали тематические журналы, снимали альтернативные эпизоды, устраивали ролевые игры.
Star Trek вернулся на ТВ – сначала в кабельные телесети, потом и на каналы-мейджоры. И мир под него прогнулся. Да что там прогнулся – треснул напополам.
К настоящему моменту существует шесть телеверсий (суммарной протяженностью в 700 с лишним эпизодов). 11 полнометражных фильмов. Несметное количество новеллизаций и книг «по мотивам». Немереный ворох видеоигр. Прибыли от «Стар Трека» исчисляются миллиардами.
Фанаты Ученые – настоящие ученые с регалиями и титулами – то и дело признаются, что на работу их вдохновил Star Trek (наука показана в нем как однозначно созидательная, светлая сторона Силы). Есть статистические данные, утверждающие, что из «Стар Трека» дети получают полезных знаний (что бы это ни значило) больше, чем откуда-либо еще.
По всему миру рассыпаны тематические парки, музеи и заведения общепита. Город Риверсайд (в Айове) официально провозгласил себя местом рождения капитана Кирка. В Бирмингеме (Алабама) есть улицы Star Trek Lane и Star Trek Circle.
В общем, безумие – это то самое слово.
Активных фанатов «Звездного пути» называют «треккерами». А еще - «трекки» (для русскоговорящих существует также определение «треканутый»).
Разобраться в этой терминологии не просто. По одной версии, треккер – это более-менее вменяемый человек, в то время, как трекки – это уже святых выноси. Согласно другой, оба определения равноценны, и степень «треканутости» тут не при чем.
Доподлинно известно, что вначале было слово «трекки» - его придумал в 1967 году американский книгоиздатель Артур В. Саха. Со временем, название приобрело иронический обидный оттенок, и многие фанаты стали называть себя «треккерами».
На одной из конвенций Джин Родденберри назвал собравшихся в зале фанатов «трекки», и кто-то поправил его: «треккеры». Родденберри строго посмотрел на зарвавшегося юнца и сказал: «Трекки, сынок. Я знаю, я все это придумал».
В числе трекки немало знаменитостей. От короля Иордании Абдуллы II до экс-басистки Smashing Pumpkins Дарси Рецки. От Тома Хэнкса до Эла Гора. От Айзека Азимова до Меган Фокс.
Создатель Выпускник полицейской академии и летной школы, Джин Родденберри был призван в ВВС США сразу после атаки на Перл Харбор. На бомбардировщике B-17 он совершил около 90 боевых вылетов.
После войны работал в Pan American пилотом, затем в полиции Лос-Анджелеса. В 50-е подрабатывал сценаристом на телевидении, специализируясь, конечно, на криминальных историях. Но в 64-м Родденберри вдруг сочинил сценарий космической оперы, который продал, в конце концов, NBC.
Джин Родденберри умер в 91-м – в возрасте 70 лет и в статусе мегакультового героя. Согласно завещанию, его прах был запущен в специальной капсуле в космос.
Актёры
Канадец Шатнер сыграл в нескольких десятках фильмов (среди них есть известные, «Мисс конгениальность», например) и в еще большем количестве сериалов. Кроме того, он записал пять альбомов (Шатнер недурно поет).
Впрочем, все это не так уж важно – для миллионов он, прежде всего, капитан Джеймс Тиберий Кирк – ключевой персонаж «Звездного пути». Уильям Шатнер чаще других играл Кирка в телесериалах, он также сыграл его в шести кинофильмах (один из них снял сам).
В новейшую постановку Шатнера не позвали – Дж. Дж. Абрамс хотел придать классике максимальные свежесть и новизну. Впрочем, 78-летний Шатнер не расстраивается – ему и так есть, чем заняться.
Сейчас он пишет приквел - Star Trek: Academy - Collision Course. Это, к слову, 20-я его книга по мотивам Star Trek (если не считать комиксов и мемуаров).
Другая икона, родом из оригинального Star Trek – актер Леонард Нимой, исполнитель роли лейтенанта Спока. Этот американец украинского происхождения – тоже весьма разносторонняя и непоседливая личность.
Актер, режиссер, сценарист, музыкант, поэт. И тоже заложник одной роли. Свежесть свежестью, а Нимой в ленте Дж. Дж. Абрамса задействован – он играет здесь Спока в старости.
Режиссёр Поклонникам сериала Lost этого человека представлять не нужно – Абрамс для них божество. Остальным (таких, полагаю, не много) скажем так: в нем удивительным образом уживаются крепкий ремесленник и гениальный мистификатор.
Дж. Дж. как никто умеет нагнать вокруг своих работ такого черного дыму, что зритель к моменту премьеры начинает сатанеть и скупать билеты, как сумасшедший. Скептики считают, что Абрамс-продюсер – лучше, чем Абрамс-режиссер. И это, похоже, тот редкий случай, когда скептики правы (сравните «Кловерфилд» и «Миссия: невыполнима 3»).
Кстати, делать «Звездный путь» Абрамс начинал именно в качестве продюсера, но увлекся и незаметно для себя оказался в режиссерском кресле. Что ж, проверить удача это или наоборот, можно в любом кинотеатре страны. Но в песне группы Narkotiki не зря поется: «девушки любят, когда Дж. Дж. Дж.».
Сценаристы В редизайне культа принимали участие и вездесущие Орчи с Курцманом. Эта неразлучная (словно какие-нибудь Лелек и Болек) пара сценаристов-продюсеров подает большие надежды.
Они работают с Майклом Бэем, с подачи Абрамса они писали сценарии сериалов «Шпионка» и «За гранью», в общем, эти двое – будущее Голливуда.
Мексиканец Орчи уже фигурировал в списке Latino Power газеты Hollywood Reporter, Курцман - тоже один из самых высокооплачиваемых голливудских райтеров. Что-что, а собрать дрим-тим Абрамс всегда умел.
Еще одно подтверждение этого – Нэвилл Пейдж – пожалуй, самый знатный монстрозаводчик со времен Ханса Руди Гигера. Этот специалист по чужим создавал инопланетных тварей для Кэмерона и Мэтта Ривза.
Как мы уже писали, инопланетных гостей Пейдж берет не с потолка, а из учебников по земной зоологии. И, хотя это Монстро – явный родственник тому, что бесчинствовало в «Кловерфилде», на этот раз Нэвилл, кажется, приобрел еще и пару книжек по цветоводству. И, похоже, перечитал Фрейда.
Влияние Учитывая, что некоторые события Star Trek происходят в 2379 году (по земному летоисчислению, и, если не брать в расчет сбои в пространственно временном континууме), нет ничего удивительного в обилии здешних футуристических прогнозов.
Удивительно, что многое сбывается. В сериале 66-го были предсказаны карманный компьютер и мобильный телефон. Осталось дождаться машины, умеющей готовить выпивку из воздуха (и бог с ней, с телепортацией).
К слову ,70 процентов работников NASA признались ,что являются фанатами звёздного пути В 1976-м году трекки развернули очередную массированную эпистолярную кампанию, в результате которой NASA пришлось назвать первый космический шаттл Enterprise – в честь посудины капитана Кирка.
Первоначально челноку планировали дать имя Constitution, но куда там. Что такое 200-летний юбилей американской конституции в сравнении с десятилетием Star Trek? Enterprise ни разу не был запущен в космос – его использовали как тестовый прототип.
В конце концов, он обрел последний приют в Национальном музее космоса Смитсоновского института.
В 1968-м в эпизоде «Пасынки Плато» капитан Кирк поцеловал лейтенанта Ухуру. И, хотя, в мемуарах Уильям Шатнер утверждает, что NBC настояла на том, чтобы его губы не соприкасались с губами актрисы Нишель Николс (ракурс позволял создать видимость настоящего поцелуя), это произвело настоящий фурор.
Дело в том, что поцелуй Кирка и Ухуры стал Первым Межрасовым Поцелуем в истории телевидения.
Николс, чья популярность после этого поднялась до космических показателей, впоследствии сотрудничала с NASA, помогая вербовать в космические программы афроамериканцев.
Скольких ей удалось соблазнить нам доподлинно не известно. Зато известно, что Нишель вдохновила на актерскую карьеру Вупи Голдберг. Увидев исторический поцелуй, 13-летняя Вупи воскликнула: «Мама, смотри! Там черная женщина, и она не готовит ужин!».
Пародии Само собой, «Звездный путь» не раз и не десять становился объектом насмешек – иногда дружеских, иногда по-настоящему злых. Само собой, по многострадальному культу неоднократно проехались в «Симпсонах» и «Футураме», в многочисленных комедиях о трекки, в клипах, песнях, книгах – везде, где можно и даже там, где нельзя.
Объектами пародий становились не только сам сериал или его очевидные атрибуты, вроде ушей Спока. Сотни раз были спародированы даже отдельные реплики.
К примеру, фразу одного из героев – доктора Маккоя – «Черт, я доктор, а не…» (в сериале доктор оканчивал ее по-разному – «а не шахтер», «а не животновод», «а не писающий мальчик») перевирали, кажется, все. От Эйса Вентуры («Черт, я доктор, а не чистильщик бассейнов!») до начинающего рэпера Уилла Смита («Черт, я черный парень их Филадельфии, а не доктор!»).
Холивары Между «Звездным путем» и «Звездными войнами» давно идет негласное соревнование. Гики меряются длиной лазерных мечей и очередей у касс, придирчиво сличают статистические данные, сканируют, как их любимчики видоизменяют мироздание. В самом деле, что круче – Звезда Смерти или летающий куб боргов? Навалял бы в рукопашной капитан Кирк Хэну Соло?
По данным журнала Forbes, пять фильмов «Звездных войн» собрали в мировом прокате 5.6 миллиарда, а 10 лент «Звездного пути» - всего 1.7. У «Звездных войн» - семь «Оскаров» и 15 номинаций. Зато у «Стар трека» - 31 Emmy и 140 (!) номинаций.
Фанатам «Звездных войн» не тягаться в смысле многочисленности и активности с миллионами трекки. Но – вот предательский удар – сам Дж. Дж. Абрамс обмолвился в недавнем интервью: «Мои умные друзья, они все поклонники «Звездного пути». А я парень простой. Мне всегда нравились «Звездные войны». Вот и попробуйте после этого сосчитать баллы.
http://kino.open.ua/k_publications/pubtop/7040.html