Меню сайта |
|
|
Мини-чат |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 21 Гостей: 21 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
|
|
Архив записей |
|
|
|
Главная » 2013 » Июль » 16 » СПРАШИВАЕМ И ОТВЕЧАЕМ
|
|
|
СПРАШИВАЕМ И ОТВЕЧАЕМ
Профиль | Спасибо Отправлено: 13 апреля 2010 11:39
ИЗ ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ
Крестины — православный обряд введения новорожденного в христианскую общину. Таинство крещения с точки зрения Православной Церкви снимает с ребенка первородный грех, вводит его в духовную жизнь, приобщает к Иисусу Христу. Кроме ТОГО, акт крещения, во время которого ребенка нарекали именем, являлся также и юридическим актом оформления рождения ребенка.Обряд крещения считался обязательным в русском обществе: «Некрещеный ребенок чертенок», «С именем — Иван, без имени — болван».
Новорожденного обычно крестили на восьмой день в храме или в старообрядческой молельне. Родители или священник давали ему имя по святцам. В случае если младенец рождался слабым и мог умереть некрещеным, обряд проводил на дому специально для этого вызванный священник или же сразу после рождения ребенка крестила бабка-повитуха. Крещение таких новорожденных считалось делом совершенно необходимым: крестьяне верили, что души младенцев, умерших некрещеными, не могут успокоиться на том свете. Церковные правила не запрещали крещение новорожденных повитухами православного вероисповедания, если они не совершали в своей жизни смертного греха. Обряд проходил довольно просто. Повитуха окропляла новорожденного три раза святой водой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», а затем нарекала его именем. Если ребенок выживал, то его относили в церковь, где священник произносил все молитвы, положенные по полному чинопоследованию обряда, однако в купель уже не опускал и водой не кропил.
В православном обряде крещения очень большую роль играли восприемники, т. е. люди, которые приносили ребенка в храм, отрекались за него в ходе таинства от сатаны, вводили под покровительство Бога, — словом, делали все то, что не мог сделать сам новорожденный. Каноническое православие требует только одного восприемника: для мальчика — мужчину, для девочки — женщину. Однако русские крестьяне считали необходимым, чтобы у ребенка было двое крестных родителей: отец и мать. Церковь, не признавая второго восприемника, тем не менее допускала его к обряду.
Крестные — духовные родители ребенка — должны были отвечать за его нравственное развитие, оказывать ему помощь в трудных жизненных обстоятельствах. Крестники же, в свою очередь, должны были проявлять к ним такую же заботу, уважение и почтение, какое они проявляли по отношению к своим физическим родителям. Крестный отец - кум и крестная мать — кума должны были также относиться друг к другу с уважением, заботиться друг о друге, оказывать помощь и поддержку, помогать в работе и материальных затруднениях, приезжать друг к другу в гости по праздникам. Отношения между крестным отцом и крестной матерью осмыслялись как отношения духовного родства, исключавшие интимную близость. Брак или внебрачные отношения между крестными родителями рассматривались как наиболее греховные виды кровосмешения. Этот грех осквернял младенца, у купели которого они стояли и за которого поручались перед Богом и отрекались от сатаны. Важное значение института восприемничества обязывало родителей ребенка очень ответственно подходить к выбору крестных. Лучшими для ребенка восприемниками считались молодые, сильные, здоровые, красивые, по возможности богатые люди. Они могли помочь родителям вырастить ребенка и передать ему свои положительные качества. В восприемники обычно приглашались близкие родственники, так как сочетание кровного и духовного родства служило надежной гарантией их заботы о крестнике. Однако в русских деревнях был также распространен обычай приглашать в крестные первого встреченного на улице человека. Это происходило в тех случаях, когда все новорожденные в семье до этого умирали. Такого крестного называли «Божьим кумом», т. е. человеком, которого Бог специально посылает семье, чтобы он помог новорожденному жить на земле. После крестин, по русскому обычаю, родители ребенка обязательно устраивали обед, на который приглашали всех родственников и повитуху, принимавшую роды. Каждый из приглашенных привозил с собой какую-либо праздничную еду, а повитуха — кашу. Крестильный обед начинался после возвращения крестных родителей с ребенком из церкви. Крестный отец (или крестная мать в зависимости от пола ребенка), войдя в дом, направлялся к печи и слегка прижимал к ней ребенка, затем проходил в передний угол и прикладывал его к божнице с иконами. Эти действия предполагали приобщение новорожденного к домашним святыням: печи и божнице-иконостасу. Считалось, что с этого момента ему будут покровительствовать домовой и святые угодники. Затем крестный или крестная отдавали ребенка отцу. Отец с ребенком на руках и гости собирались вокруг стола, на котором стоял горшок с «бабиной кашей» — круто сваренной на меду гречневой или пшенной кашей, принесенной повитухой. Повитуха поднимала горшок несколько раз вверх, приговаривая: «Пошли, Господь, чтоб наш сынок велик рос и счастлив был. Па полке (полатях. — И. Ш.) — ребятки, вод полком — телятки, а на верху (в конюшне. — И. III.) — жеребятки. Пошли, Господь, в этот дом хлеб да соль, поля — копами, на лугах — стогами, амбар — коробами, на гумне — ворохами, а в печи пирогами». Затем она с силой бросала горшок на стол, так чтобы он разбился, а каша рассыпалась по скатерти. Родственники брали ложки и ели кашу. В некоторых областях России вместо каши повитуха приносила пирог и после всех необходимых действий отламывала от него по куску каждому присутствовавшему. Приговоры, которые произносила повитуха, могли быть различными по тексту, но всегда одинаковыми по смыслу. Они включали в себя пожелания ребенку быть здоровым и красивым, а дому, в котором он будет расти,— богатства. Родители ребенка и все гости благодарили повитуху и одаривали ее деньгами. После этого начиналась праздничная трапеза. Обрядовая сторона крестильного обеда символизировала перераспределение жизненной силы, обладателем которой является коллектив родственников, и передачу части этой силы новорожденному.
(Источник: использовался материал сайта )
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
|
|
|
Просмотров: 230 |
Добавил: arright
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|