Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
В предпоследнее воскресение перед Великим постом Церковь предлагает нашему вниманию для духовной пользы притчу о Страшном Суде. Эту притчу Господь сказал накануне Своих крестных страданий, когда все старейшины иудейские, верхушка правящей партии, уже договорились о взятии Иисуса Христа под стражу и о предании Его на смерть. И вот Господь, собрав Своих учеников, сначала говорит им о том, что наступят времена, по которым вы и Мои последователи сможете узнать, когда все это свершится. Признаки Второго Пришествия Христова в мир и Страшного Суда, Который последует за Ним, описаны в Евангелии, в Мф., 24 гл. Каковы же эти признаки? Это, прежде всего, то, что само Евангелие будет проповедано во всем мире. Ни один уголок Земного шара не будет обделен Евангельской вестью. Каждый человек сможет услышать слова Христа и примет их или отвергнет. И мы знаем, что сегодня Евангелие переведено не только на все языки, на которых разговаривает человечество, но даже и на наречия, употребляемые совсем немногими людьми.
Второй признак – это то, что в мире начнут необычайно активизироваться силы зла. Во многих иссякнет вера, христианство станет предметом ненависти, преследования. Следует указать еще один признак: понижение духовности и нравственности у людей. Мы знаем о том, что перед Потопом был очень низкий нравственный уровень. Тогда Господь увидел людей, раскаялся в Своем сердце, и сказал, как бы сожалея о том, что сотворил человека: «Не имеет пребывать Дух Мой в людях сих, потому что они суть плоть» (Быт.6:3). То есть все помыслы людей были устремлены только на земное, материальное, временное. Поэтому Господь и навел потоп на землю. Также перед кончиной мира будут страшные войны, землетрясения, эпидемии и болезни. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, так что его увидят все народы от востока до запада. Этим знамением по учению святых отцов будет Крест Христов. И если первое Пришествие Христа было проявлением крайнего Божественного снисхождения, любви, истощания. То второе Пришествие Христа будет во славе. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда…соберутся пред Ним все народы» (Мф.25:31-32). Все эти люди, народы, расы, нации, жившие как в ветхо-, так и в новозаветные времена, соберутся для того, чтобы услышать приговор Бога-Судии.
Конечно, Страшный Суд, о Котором мы сегодня слышали, на протяжении многих веков живописала человеческая фантазия. Бога представляли Судией, карателем, Богом, Который подсчитывает грехи людей. Достаточно вспомнить «Божественную комедию» Алигьери Данте, где описываются круги ада. Нам представляются горящие котлы с маслом, сковородки и т.д. Но все это, конечно, никак не соответствует Духу Евангелия. Из Ветхого Завета мы узнаём, что «Бог наказывает детей до третьего, четвертого рода» (Исх.20:5). Новозаветная же мысль говорит о совершенно ином: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8,16). Также: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). А Сам Сын Человеческий говорит, что Он пришел в этот мир не судить человека, а спасти его.
Так вот Страшный Суд не будет судом возмездия. Господь не станет считать, сколько у нас грехов – тысяча, две или три, и сколько добродетелей. А это будет Суд любви Божией, и нас будет судить наша же совесть, а также любовь, которую мы либо проявили по отношению к ближнему во время земной жизни, либо ее предали. И нас будет судить ближний, от которого мы отвернулись и не захотели помочь: напоить, накормить. И главная мысль сегодняшнего Евангелия такова: многие люди думают, что главное в религии – это обряды, традиции. Что-то принести в храм, поставить свечу, прийти на службу в воскресение. Но главное в Вере – это любовь к Богу и ближнему. Можно ходить в храм Божий хоть двадцать лет и не обрести этой любви. Можно молиться, поститься, соблюдать все предписания, но быть черствым и холодным. Это искажение нашей духовной практики. Ведь сегодня Евангелие говорит, что Господь на Страшном Своем Суде не спросит, как мы постились и молились и какие умные книги читали, а спросит чисто практические добродетели – как мы поступали с ближним. Кормили ли мы нищих, одевали ли раздетых, посещали ли больных, помогали ли бомжам, как сегодня их называют? Ведь в каждом из них мы должны видеть Христа, образ Божий, по которому создан любой человек.
Конечно, человек нецерковный, прочитав эту притчу, может подумать, что не обязательно в храм ходить, каяться в грехах, а можно быть просто добрым человеком, помогать окружающим. Но это будет большой ошибкой. И пост, и богослужения необходимы, но это не самоцель, а средство достижения высшей цели: Доброты, Любви, Милосердия, которыми пронизано Евангелие. Ведь мы Бога называем Любовью. С другой стороны: «праведный верою жив будет» (Рим.1:17). Вера также нужна. Вера в Иисуса Христа, как Сына Божиего, Который пришел в этот мир, был распят, воскрес, вознесся на Небо, основал Церковь. Вера является путеводной звездой в нашей жизни. Но вера, сама по себе, без дел любви и милосердия, мертва. Вот почему так важно в канун Великого поста проникнуться сегодняшним евангельским чтением. И поставить перед собой вопросы: как мы живем? как относимся к ближним, родным, соседям. Конечно, мы не можем накормить и одеть всех, но мы в силах помочь конкретному человеку, который живет рядом и нуждается в нашей помощи. Например, сосед по лестничной клетке, сослуживец на работе, если нуждается в помощи, мы должны ему помочь. Потому что на Страшном суде эти люди скажут: да, он действительно нам помог, сделал добро. Они будут ходатайствовать о нас перед Божественным правосудием. От этого Суда нельзя будет откупиться или заключить с Богом договор. Нельзя войти в Царство Небесное через иную дверь, через черный ход.
Есть рассказ об одном человеке, у которого было много грехов, семейных и общественных, но он, тем не менее, строил храмы, монастыри, жертвовал на церкви. И вот он умер. Встал перед вратами рая, ждет, а они не открываются. К нему вышел Ангел Божий и сказал, что ему вход в рай закрыт. Он в недоумении говорит: «Как же так?! Я столько денег жертвовал на храмы!». А Ангел отвечает: «У тебя множество грехов: немилосердие, жестокость, прелюбодеяние и другие. Но ради справедливости, возьми свои деньги обратно и иди в ад». Часто бывает, что люди думают исполнить семь заповедей, а три не делать, потому что нет особого желания. Ап. Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10). И на Страшном Суде Господь будет смотреть на нас сквозь призму всех заповедей, которые нам известны.
И еще один немаловажный момент. Господь в притче говорит праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). А грешным людям, козлищам, которые будут стоять по левую сторону, скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Отсюда мы видим замысел Божий: рай был сотворен для нас с вами, для людей. Туда попадут те, кто свою жизнь устраивают в соответствии с заповедями Божиими. Ад Бог не творил, и это место, где будут пребывать люди, не хотевшие знать Спасителя, жившие по своей воле, и не искавшие воли и правды Божий. Несовместима жизнь грешного, страстного, порочного человека с местом пребывания Самого Бога. А Бог – это Любовь, Милосердие, Доброта, Святость.
Еще одной важной причиной, побуждающей нас вникнуть в смысл сегодняшней притчи, является незнание нашей смерти. Мы не знаем, когда предстанем на Суд, когда пойдем в вечность. Знаем мы только, что жизнь земная скоротечна, а есть жизнь другая – вечная, жизнь в ином мире. Многие привязываются к земной суете, стараются хоть немного пожить, накопить денег, повкуснее поесть, подольше поспать. Но мы должны именно сейчас, с сегодняшнего дня определиться с кем мы. Ведь Страшный Суд может завтра же наступить для каждого из нас.