11.05.2007 12:30 "От первого лица". Подводные камни начального знания Татьяна Устинова часто говорит, что не претендует на лавры большого писателя. И тем не менее очень похожие жизненные ситуации, в которых оказываются столь многие (да и каждый из нас может оказаться), в ее книгах очень хорошо анализируются. В центре новой книги - история, связанная с иконой. Что послужило отправной точкой обращения к такому сюжету, тем более что верующие люди говорят, что, возможно, не стоит касаться подобных вещей?
11.05.2007 12:30 МСК Татьяна Устинова в программе "От первого лица"
Разговор с
Татьяной Устиновой, писательницей, любимой миллионами наших слушателей, пойдет о жизни и ее проблемах, волнующих как гостью программы, так и слушателей. А поводом к нему послужил выход новой книги писательницы под названием "Колодец забытых желаний".
- Вы часто говорите, что не претендуете на лавры большого писателя. И тем не менее очень похожие жизненные ситуации, в которых оказываются столь многие (да и каждый из нас может оказаться), в ваших книгах очень хорошо разбираются, анализируются. В центре новой книги - история, связанная с иконой. Что послужило отправной точкой обращения к такому сюжету, тем более что верующие люди говорят, что, возможно, не стоит касаться подобных вещей?УСТИНОВА: Верно, и именно поэтому обо всем, что там рассказано, я старалась писать очень осторожно. И надо сказать, что этот детектив писался очень долго - полгода; это для меня долго, потому что детектив есть детектив, и он занимает как в жизни читателя, так и автора все-таки ограниченное пространство. Ведь нельзя же писать детектив десять лет - с ума сойдешь. За полгода я переписала книгу несколько раз, - именно по упомянутой причине. Написав примерно две трети книги, я поняла: делаю что-то совершенно не то, потому что у меня появились в сюжете какие-то призраки, опять-таки связанные с этой иконой.
И я сказала себе: что же ты делаешь? Икона и призраки - вещи совершенно, принципиально разные; ты же пишешь не про Гарри Поттера, где хоть призраки, хоть что другое - неважно. А православная икона, причем обозначенная, - там упоминается батюшка Серафим, Серафим Саровский, - просто не может служить источником никаких призраков. Более того: я купила уймищу книг по этому вопросу, мы съездили в Дивеево, в обитель батюшки Серафима. Относительно сюжета я переговорила с Андреем Кураевым; не могу сказать, что это были какие-то долгие разговоры, но я и его достала бесконечными вопросами.
Для меня очень важным был момент панибратского обращения с религией, которое нынче присутствует ну просто сплошь и рядом, везде и у всех. Я этого не люблю. Я помню трепетное отношение своих бабушек, которые истинно верили; мы-то с вами не верим. Мы либо делаем вид, что верим, либо нам хочется верить. У нас никто не знает истории религии, никто не знает института Церкви. Мы все говорим: да, конечно, мы верим в высшие силы, а в чем, собственно, это заключается, не понимаем. Мы же не говеем, как Левин перед женитьбой у Льва Николаевича Толстого, мы никаких православных обрядов не отправляем...
- Почему же, отправляем, но пост для нас - это возможность сбросить несколько лишних килограммов, а разговеться - повод хорошенько закусить...УСТИНОВА: Совершенно верно! И все это у меня вызывает, - как бы сказать? - недоумение и определенный страх. Одна моя молоденькая приятельница вышла замуж, - ей было года двадцать два. Они с мужем пошли в ЗАГС, где расписались, - и с моей точки зрения этого бы и достаточно. Нет, - их повлекло венчаться. Я ей говорю: Алина, то, что вы разведетесь, - вообще не вопрос. Потому что браки, которые заключаются в двадцать два года, к несчастью, редко бывают на всю жизнь. Конечно, может быть, и нет, и дай Бог вам здоровья и счастья, но все же... И если ты разведешься, то в таком случае ты обманешь только своего избранника, которому поклялась в любви до гроба, как говорится, "пока смерть не разлучит вас". Но ты в это дело еще втянула Бога, ты же и Ему пообещала быть верной этому своему мужу. Он-то тебя не заставлял! Господь же не стоял над тобой, требуя клятвы! Ты же сама поклялась...
Как вам сказать... Этот всеобщий восторг по поводу того, что страна возвращается к православию, я не разделяю. Я не вижу, что она к нему возвращается. Пока она возвращается на первомайскую демонстрацию. Только раньше мы шли с бумажными цветочками мимо памятника Ленину, а сейчас мы все с абсолютно тем же энтузиазмом идем на Крестный ход. Мы не понимаем, что это за Ход, почему он Крестный, что нам там делать...
- А многие, включая коллег-журналистов, говорят "крёстный ход"...УСТИНОВА: Совершенно верно. И мне кажется, что возрождение веры - оно бы и хорошо, и оно должно обязательно начаться. И все мы прекрасно знаем, что после смены власти поменялась идеология, и нам, естественно, нужна вера. Но хорошо бы начать с того, чтобы рассказать о ней людям, дать начальное знание о религии и обо всем, с ней связанным. Поэтому мне хотелось написать историю про икону. В итоге я, по-моему, написала историю про то, как тяжело быть молодым, потому что просто испугалась масштабности этой истории, связанной именно с батюшкой Серафимом...