07.06.2013 09:50
Великорецкий крестный ход – это, пожалуй, самый крупный ежегодный крестный ход в России. В течение всего нелегкого пути с 3 по 8 июня паломников станет сопровождать список иконы Николая Чудотворца до места ее явления на реке Великой и затем обратно в Киров.
Начался крестный ход в Кирове 3 июня в 10 часов утра из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. В 2013 году исполнилось 630 лет с того памятного дня, когда на берегу реки Великой явился образ святителя Николая.
Маршрутом крестного хода является Вятка (Киров) река Великая (с. Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) Вятка (Киров). 180 км составляет его протяжённость в оба конца. Ночь участники хода встречают в полевых условиях. Со всей России и Ближнего Зарубежья приезжают паломники, чтобы поучаствовать в крестном ходе. В 2013 году, по сообщению оргкомитета, 31 тысяча человек – участники крестного хода. С каждым годом увеличивается количество паломников.
Накануне праздничного шествия провели обработку от клещей. Паломников в этом году сопровождают скорая помощь, врачи-добровольцы, специалисты медицины катастроф, автомобили ГИБДД, МВД. Установлены большие палатки в трех местах ночлега - в селах Бобино, Монастырском и Великорецком. На всех палаток не хватит.
Кресный ход является настоящим испытанием для паломников. Им предстоит в течение недели идти по бездорожью, лесами, полями и болотами, поедаемыми комарами и мошкой, под палящими лучами солнца и дождем. По прогнозу, в Кировской области пойдут дожди.
6 июня в с. Великорецкое традиционно пройдут основные торжества. Именно в с. Великорецком расположен монастырь и находится место явления иконы.
История обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца
В христианском мире, в том числе и на Вятке издавна почитают святителя Николая. После блаженной кончины Мирликийского чудотворца канули в лету практически семнадцать веков. Но со временем не ослабевает к нему народная любовь, не меркнет слава. По всей России стоят тысячи храмов, посвященные святителю. А сколько храмов, построенных в честь его, разрушено!? Существует множество икон, где изображен святой. Сохранившиеся в стране святыни, подобно звездам ярко мерцают на церковном небосклоне. Через море житейских мелочных страстей указывают нам путь к спасению. Церковное предание бережно хранит и передает из поколения в поколение память Великорецкого образа святителя Николая.
Откуда появилась древнейшая традиция на Руси крестного хода? Житель деревни Крутицы Семен Агалаков на берегу реки Великой в 1383 году обрел икону. Очень эмоционально и красочно о явлении иконы повествует сказание, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
От иконы стали являться людям чудеса. Первое чудо - однажды в этой же деревне крестьянин, который не мог ходить, приложился к чудотворной иконе и исцелился. Народ местных деревень, прознав о творимых чудесах с иконой, шли в то место, где был найден образ, и воздавали Богу благодарность за дарованную им святыню. С тех самых времен и начинается почитание места явления святой иконы. На берегу реки Великой возвели деревянную часовню. Со всей Руси к этому месту, где явился чудотворный образ, стали приходить страждущие и скорбящие, чающие исцеления и утешения Божия. Слава о Великорецкой иконе достигла столицы Вятского края – града Хлынова. Хлыновское духовенство и градоначальники в 1392 году попросили разрешения жителей Великорецких деревень перенести икону в Хлынов. Когда забирали чудотворную икону, хлыновцы дали обет каждый год приносить икону святителя Николая к месту её явления. Так и заложилась древняя и величественная традиция на Вятской земле – Великорецкий крестный ход.
Шествие чудотворной иконы по земле Российской
В 1555 году Великорецкая икона совершает свое первое путешествие в Москву. На то была воля и приказ царя Ивана Грозного и благословение патриарха Макария. Как повествует летопись, по городам и селам от святой иконы творились многие чудеса и в том числе исцелялись больные. Вот как сказано в летописи: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». В праздник Петра и Павла прибыл в первопрестольную столицу Великорецкий чудотворный образ. Сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими «с великою верою и многим желанием» встречали икону у Симонова монастыря. Икона была торжественно внесена в Успенский собор, и было совершено молебствие. В 1557 году Всероссийская святыня возвратилась в Хлынов. В российскую столицу Великорецкую икону снова забрали в 1614 году. Русь переживала от последствий Великой Смуты. Молодой государь Михаил Федорович приказал привести вятскую святыню в Москву для утешения православных горожан.
Традиции Великорецкого крестного хода
В 1668 году преосвященный Александр архиепископ Вятский и Великопермский издает указ: 24 мая (6 июня) назначить днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая. Вятский край в древности был заселен языческими племенами. Длительные пешеходные переходы были не безопасны. Первоначально Великорецкий крестный ход совершали по рекам Вятке и Великой. Но в 1778 году Вятский епископ Лаврентия (Барановича) издает указ, учредить сухопутный путь крестного хода.
Из Вятки шли паломники пешим ходом. По пути заходили в деревни и села. Совершали в них всем миром молебны. Древние вятские села на пути крестного хода: Макарье, Горохово, Монастырское, Бобино, Филейское, Загарье, Медяны. Ведь кто такие паломники? Это - трудники, несущие подвиг молитвенного делания. Неслучайно к паломникам во все времена люди испытывают особую благоговейность.
А вот как в XIX веке о крестном ходе сказал М.Е. Салтыков-Щедрин, будучи в Вятке: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала… Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву… Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».
Начало ХХ века. Военный оркестр стал принимать участие в проводах иконы. Все окрест наполняли звуки военной музыки «Коль славен наш Господь». В дореволюционной России все слои общества принимали участие в крестном ходе: духовенство, военные, чиновники, крестьяне, гимназисты.
История крестного хода в советский период
Как мы знаем из истории , 23 января 1918 года Советское правительство издает декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Специальная инструкция к декрету гласит: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». Тысячи богомольцев 3 июня собирались, как и раньше на соборной площади. От решительных действий с применением насилия советская власть воздерживалась.
В 20-е годы кафедральный собор оказались в руках обновленцев. С 30-х годов теряется в неизвестности след благодатной святыни земли Российской. Неизвестно в какие годы, куда дели икону. Да и советская власть многие религиозные святыни просто безжалостно уничтожала! Хотя русский народ до сегодняшнего дня надеется, что икона таинственно вновь возвратится на вятскую землю. Исчезновение иконы на первых порах явилось поводом и для прекращения крестного хода. Но возникла иная форма для почитания православных русских святынь – паломничество. Советская власть официально крестный ход не отменяла. Паломники шли из Вятки к месту, где явился чудотворный образ. Иконки святителя Николая у них были с собой. В стране разворачивалась машина атеистической пропаганды. Эти годы запомнились жестоким гонением на Церковь. Те люди, которые совершали паломничество на реку Великую, были подвергнуты жутким репрессиям, а иной раз принимали и мученическую смерть.
Машина массовых репрессий была остановлена с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. В годы войны продолжалось паломничество к месту явления иконы.
В пору хрущевского правления страну вновь захлестнул атеистический погром. Закрывались храмы, преследовались верующие. В 1959 году официально запретили паломничество на реку Великую. Устанавливались милицейские кордоны. Они находили паломников, которые крадучись пробирались сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозили подальше от святого места. По воспоминаниям писателя Владимира Крупина, в 1962 году шло к святому месту всего тридцать паломников. Основная же часть паломников лесными тропами по 2-3 человека пробирались к месту явления иконы. Сколько всего в то время было паломников? Статистику их в то время никто не вел…
Возрождение Крестного хода на Вятке
Епископ Хрисанф был назначен на Кировскую кафедру в апреле 1978 года. В 1989 году он обращается с просьбой к властям, чтобы разрешить крестный ход и проведение богослужения на реке Великой. Власть идет на уступки. На берегу Великой было разрешено Богослужение, но крестный ход не разрешен. Поступило предложение проводить крестный ход от села Чудиново, которое расположено в семи километрах от Великорецкого.
Некогда величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, возведенный в с. Великорецком, оказался недоступным для богомольцев. Некоторые постройки полуразрушены, а храмы закрыты.
Литургия была совершена 6 июня на берегу реки в походной церкви.
Крестный ход явился важным событием для всех жителей Кировской области. Вместо духовного опустошения люди получают импульс подлинно духовного праздника. Тысячи кировчан вместе с детьми выходят на улицы города. Они провожают Великорецкую икону в крестный ход. Родители с детьми на руках провожают взглядом Великорецкий образ.
В 1992 году своим историческим путем стал совершаться крестный ход. Каждый год увеличивается количество паломников Великорецкого крестного хода.
Паломники, да впрочем, все россияне с особым трепетом и благоговением относятся
к этому яркому, и в тоже время смиренному, духовному празднику.
Как проходит Великорецкий ход в XXI веке?
В 2005 году в селе Великорецком открывается Николо-Великорецкий мужской монастырь. Преображается облик села.
Происходит восстановление древнего храма, налаживается быт в обители. Праздник в Великорецком – это один из главнейших центров духовной жизни россиян.
Торжественно и величественно проходит богослужение в этот день. Пение архиерейского хора создает особый внутренний настрой. Заканчивается служба и под мелодичный звон колоколов крестный ход устремляется на источник. Там свершается обряд водосвятия. Все желающие могут принять крещение. Паломники окунаются в водах святого источника. Удобная деревянная купальня устроена возле надкладезной часовни. На Вятке праздник явления Великорецкой иконы святителя Николая имеет всероссийский статус, об этом в свое время сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
8 июня происходит торжественная встреча иконы в Вятке. Духовенство с горожанами и прибывшими паломниками выходит крестным ходом навстречу. На мосту над рекой Вяткой происходит слияние двух крестных ходов. Происходит молебен в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Далее крестный ход направляется в Серафимовский собор. По пути посещает святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Великорецкий образ для россиян - центр благоговейного почитания. В Серафимовский собор приходят паломники из самых разных мест.
Люди через молитву получают особую благодать, утешаются в своем нелегком жизненном пути.