Пятница, 22.11.2024, 21:15 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Июль » 11 » Нова.
    04:19
     

    Нова.

    И.В.Смирнова

    200 лет со дня рождения И.А.Гончарова

    И.В.Смирнова

    «1812 года июня 6 дня родился сын Иван...»

    Музей И.А.Гончарова в Ульяновске в этом году отметит свое тридцатилетие. Он был открыт в июне 1982 года к 170-летию со дня рождения Ивана Александровича Гончарова. Так сложилось, что музейная коллекция намного старше самого музея. Она формировалась на протяжении 120 лет.

    Уже через год после смерти И.А.Гончарова, в 1892 году, экономка писателя А.И.Трейгут передала в дар симбирской Карамзинской общественной библиотеке его последнюю прижизненную фотографию работы петербургского фотографа А.И.Деньера. Фотографию обрамляет серебряный венок, возложенный на гроб писателя студентами Петербургского университета. Фотография была прислана в Симбирск не случайно — в это же книгохранилище И.А.Гончаров поместил свою личную библиотеку. Поступление фотографии и положило начало формированию гончаровской коллекции в Симбирске (Ульяновске) — городе, где великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился 200 лет назад.

    В 1895 году в Симбирске была создана Ученая архивная комиссия, по инициативе которой началась подготовка празднования 100-летнего юбилея И.А.Гончарова. В то время еще были живы близкие Гончарову люди: его племянники, воспитанники, друзья. Их дары заложили основу гончаровской коллекции — чуть позднее, с 1901 по 1914 годы, в Симбирскую ученую архивную комиссию поступили наиболее ценные предметы.

    Племянница писателя Е.М.Кирмалова в 1901 и 1906 годах передала раскрашенные статуэтки — карикатуры на И.А.Гончарова и Ф.В.Булгарина работы известного художника-карикатуриста Н.А.Степанова, выполненные в конце 1840-х годов (в составе серии статуэток — карикатур на известных деятелей русской культуры). И.А.Гончаров приобрел статуэтки и прислал в подарок семье сестры Александры Александровны Кирмаловой в 1849 году. В письме зятю М.М.Кирмалову он писал о статуэтке Булгарина: «Булгарина вышла тоже другая статуэтка… Прежняя, которая у тебя, как карикатура… выражает его как нельзя более. Булгарин имеет редкое свойство — походить наружно и на человека, и вместе на свинью. Художник схватил это как нельзя лучше… Это одно из лучших его произведений; ты береги эту статуэтку, хотя прежняя еще продается, но, может быть, Булгарин потребует, чтоб и форму сломали, тогда негде будет взять» (письмо от 17/29 декабря 1849 года). К сожалению, уберечь булгаринскую статуэтку не удалось, в музей она попала уже в неполной сохранности — без ног и подставки.

    В 1907 году от племянника писателя А.Н.Гончарова поступила в распоряжение Архивной комиссии тетрадь в темно-коричневом кожаном переплете с тиснением и медной застежкой — своего рода домашний хронограф, «Летописец семьи Гончаровых». Такие или примерно такие тетради были во многих русских семьях. Начал вести «Летописец» дед писателя Иван Иванович Гончаров (1710–1790) в 1728 году. Восемнадцатилетний солдатский сын Иван Гончаров приобрел эту тетрадь и в течение нескольких лет переписал в нее «Книгу Страстей Христовых», «Повесть о крестном сыне», «Летописец Московский», где отразились события от «Адама до потопа» и от Рождества Христова до восшествия на престол Анны Иоанновны. С 1732 года на свободных страницах тетради Иван Иванович записывал сведения о своем продвижении по военной службе, о рождении детей, о смерти родных, небесные знамения. Кратко описал события пугачевского восстания. Гончаровы вели свой семейный дневник на протяжении полутора веков, правда с большими перерывами — на годы и даже десятилетия. Есть в нем и запись о рождении И.А.Гончарова, сделанная рукой отца: «1812 года июня 6 дня родился сын Иван а именинник июня 24 дня». Последняя запись в «Летописце» сделана племянником писателя А.Н.Гончаровым в 1889 году.

    В июне 1912 года во время юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня рождения И.А.Гончарова, в Симбирске была организована большая выставка, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Она открылась в доме Дворянского собрания и была первой попыткой собрать воедино вещи, сохранившиеся в петербургской квартире Гончарова, рукописные, изобразительные и другие материалы, находившиеся у родных и близких писателя, а также в музеях и библиотеках. К открытию выставки был составлен подробный каталог, включавший 189 экспонатов.

    Особую ценность представляли предметы из дома, где родился будущий писатель. Вместе с «Летописцем», их уцелело всего три. Два других — портреты первой четверти XIX века: матери писателя Авдотьи Матвеевны Гончаровой (1784–1851) и его крестного отца и воспитателя, симбирского дворянина, капитан-лейтенанта в отставке Николая Николаевича Трегубова (1771–ок. 1849), человека характера крайне мягкого, возможно послужившего одним из прототипов Обломова. Портреты сохранились в семье племянника писателя В.М.Кирмалова и были переданы его вдовой Д.Л.Кирмаловой.

    В 1978 году они были отправлены на реставрацию в Москву в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Там было сделано неожиданное открытие: оказалось, что портрет А.М.Гончаровой уже подвергался реставрации в начале XX века. На портрете мать писателя — женщина с простым русским лицом, несколько приплюснутым носом и живыми черными глазами — представала перед зрителями в темном коричневом платье с небольшим белым воротником-апаш, с ниткой жемчуга на шее. После расчистки верхнего красочного слоя обнаружилось, что первоначально Авдотья Матвеевна была изображена художником в нарядном серебристом платье с высокой талией, на плечи ее была наброшена красная восточная шаль, шею украшали три жемчужных ожерелья. Возможно, этот наряд описан И.А.Гончаровым в романе «Обрыв». Героиня романа Татьяна Марковна Бережкова, «бабушка», олицетворяющая красоту, добротность и прочность старинного дворянского уклада (одним из ее прообразов была А.М.Гончарова), надевает к приезду гостей «шумящее шелковое с серебристым отливом платье, турецкую шаль».

    После закрытия юбилейной выставки бoльшая часть вещей вернулась к владельцам, меньшая — поступила на хранение в фонды Архивной комиссии. Личные вещи писателя и других членов семьи Гончаровых продолжали поступать в собрание Симбирской архивной комиссии и позднее.

    В 1913 году комиссии был передан портрет старшего брата писателя, преподавателя симбирской мужской классической гимназии Николая Александровича Гончарова (1808–1873), написанный в 1-й половине XIX века неизвестным художником. Портрет сохранился в семье крестницы Н.А.Гончарова, племянницы его жены Елизаветы Карловны — княгини В.М.Чегодаевой. Есть свидетельства, что Николай Александрович был человеком весьма образованным (как и его младший брат, писатель, он окончил Московский университет), знал языки, читал в подлиннике Шекспира и древних авторов, был невообразимо рассеян; не исключено, что именно с него Гончаров писал учителя Леонтия Козлова в романе «Обрыв».

    Особенно значительным был второй дар Александры Ивановны Трейгут, которая унаследовала обстановку петербургской квартиры писателя. В 1914 году она передала в Симбирск семь акварельных морских пейзажей, привезенных им из путешествия на фрегате «Паллада», его портрет работы художника Н.А.Майкова и четыре кресла орехового дерева.

    Обращает на себя внимание портрет Гончарова, созданный в 1860 году, вскоре после публикации романа «Обломов». Художник — «отец или “старик” Майков, как его обыкновенно называли в его кругу»1 — хорошо понял свою модель и, как кажется, сумел уловить характерное выражение лица. Небрежно склонив голову, внимательно и иронично, Гончаров как бы разглядывает острыми голубовато-серыми глазами возможного зрителя, смотрящего на холст. На портрете мужчина «из хорошего общества», одетый и остриженный по моде, — еще не старый, без седин, но уже с наметившейся залысиной на лбу, о которой в народе говорят: «Бог ума прибавил». В его облике сказалось тогдашнее кредо писателя: «...настоящий взгляд, приправленный юмором, умным и умеренным поклонением красоте, и тонкая и оригинальная наблюдательность» (письмо к И.И.Льховскому от 2/14 апреля 1859 года).

    Все собранные в Симбирске предметы должны были составить постоянную экспозицию музея в Доме-памятнике, заложенном в дни юбилейных торжеств 1912 года. Осуществить этот замысел удалось лишь в 1918 году, когда в Доме-памятнике был создан единый «Народный музей» и центральный зал был отдан «Гончаровской комнате».

    Коллекция значительно пополнилась в 1976–1982 годах, когда создавался музей И.А.Гончарова, разместившийся в доме, в котором родился писатель (часть трехэтажного здания, перестроенного в конце XIX века).

    Многолетняя кропотливая работа создателей музея с архивами писателя, его рукописями, эпистолярным наследием, настойчивый, непрекращающийся поиск потомков родственников и близких И.А.Гончарова дали свои результаты. Сначала никто и мечтать не мог о том, что через столько лет после кончины писателя удастся отыскать гончаровские реликвии, не известные исследователям его жизни и творчества. Однако удалось найти потомков старшего брата писателя, двух его сестер и потомков любимой воспитанницы, у которых сохранились бесценные для музея документы и вещи. Удалось — прежде всего, благодаря усилиям научного сотрудника музея Ю.М.Алексеевой.

    Первыми откликнулись из Москвы потомки младшей сестры Гончарова Анны Александровны Музалевской. От них поступила целая коллекция фотографий, документов и вещей из дома Музалевских в Симбирске. Эти вещи окружали писателя, когда в 1862 году он работал в их доме над романом «Обрыв». Украшением музея стали парные портреты Анны Александровны Музалевской и ее мужа — симбирского врача Петра Авксентьевича Музалевского, написанные в Москве в конце 1860-х годов неизвестным художником.

    У другой сестры Гончарова — Александры Александровны Кирмаловой — было пятеро детей. Сейчас ее потомки живут в Москве, Петербурге, Н. Новгороде. Все они стали большими друзьями музея. Кирмаловы безвозмездно передали в Ульяновск свои семейные архивы, благодаря чему музей стал обладателем двух неизвестных писем Гончарова сестре, написанных в феврале и октябре 1861 года.

    Только в 1991 году сотрудникам музея удалось найти во Франции потомков старшего брата писателя, Николая Александровича Гончарова. Его единственная внучка Елизавета Александровна Гончарова училась в университете г. Нанси и в 1907 году вышла замуж за молодого профессора математики Поля Симона. Многочисленные потомки их четырех сыновей живут во Франции, но с 1992 года часто приезжают в Ульяновск. Они привозят материалы из семейных архивов, которые помогают познакомиться с историей французской ветви семьи Гончаровых: документы, фотографии, книги, личные вещи.

    Как известно, у И.А.Гончарова не было своей семьи, но с 1878 года на его попечении остались трое детей внезапно умершего камердинера Карла Людвига Трейгута. А.Ф.Кони писал в воспоминаниях о Гончарове: «С годами, когда стали подрастать дети, сердце Ивана Александровича откликнулось на их чистую ласку, он привязался к ним, особенно к старшей девочке»2. Благодаря Гончарову дети получили хорошее образование. Семье Трейгут он завещал все свое состояние и обстановку петербургской квартиры. Весной 1891 года, еще при жизни писателя, любимица Гончарова Александра Карловна Трейгут вышла замуж за преподавателя Петербургской консерватории А.Д.Резвецова. Стараниями сотрудницы Ульяновского краеведческого музея М.М.Савич и директора музея М.Х.Валкина удалось найти потомков Александры Карловны Резвецовой. В 1977 году они передали в музей коллекцию гончаровских вещей, состоящую из 18 предметов. В их числе трость писателя, его стакан с серебряным подстаканником, золотые часы швейцарской фирмы «Tobias», три японские шкатулки, фотографии Гончарова последних лет жизни.

    Особая история связана с настенным шкафчиком из кабинета Гончарова. В конце 1981 года сотрудники музея получили письмо из библиотеки ленинградского Механического института. В письме говорилось о том, что в одном из помещений библиотеки висит дубовый настенный шкафчик с барельефным портретом И.А.Гончарова на дверке и его монограммой. К письму была приложена фотография. Объяснить, почему шкафчик находится в здании института, библиотекари не могли.

    Через несколько лет, уже после открытия музея, сотрудники обнаружили в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) копию письма душеприказчика писателя А.Г.Полотебнева к вдове Карла Трейгута — Александре Ивановне. Полотебнев сообщает о высказанном устно желании Гончарова распределить вещи из кабинета. Среди многочисленного списка вещей упоминается настенный шкафчик, по поводу которого сделано следующее распоряжение: «Передать… стенной шкапчик с медальоном Гончарова Совету Ремесленного училища цесаревича Николая вместе с дипломом покойного на звание члена этого Совета» 3. Механический институт был создан на основе Ремесленного училища цесаревича Николая, куда в начале 1880-х годов И.А.Гончаров определил своего воспитанника Василия Трейгута. По-видимому, тогда же писатель был избран почетным членом Совета училища. В 1887 году, к 75-летию И.А.Гончарова, преподаватели и воспитанники училища изготовили и преподнесли шкафчик в дар великому романисту. Согласно воле И.А.Гончарова шкафчик в 1891 году был возвращен в здание Ремесленного училища. Там он находился почти сто лет, пережив революцию и Гражданскую войну, блокаду Ленинграда. Шкафчик поступил в музей только в 1988 году, через семь лет после сообщения о нем, после долгой исследовательской работы.

    Посетители музея подолгу стоят перед изображением молодой женщины; на ее голову и плечи накинут прозрачный газовый шарф, тонкие черты свидетельствуют о необыкновенной красоте. Это — Елизавета Васильевна Толстая (1827–1877). В 1913 году в журнале «Голос минувшего» были впервые опубликованы 32 письма Гончарова к ней, а также две главы писавшегося для Е.В.Толстой и незавершенного романа в письмах «Pour и contre». Предваряла публикацию статья П.Н.Сакулина «Новая глава из биографии И.А.Гончарова в неизданных письмах» 4. По мнению исследователя, Толстая была одним из прообразов Ольги Ильинской. Гончаров видел в ней «идеал женщины», которой «дано все, чтобы быть единственной из числа немногих» 5. В журнале была напечатана черно-белая репродукция с портрета Е.В.Толстой середины 1850-х годов. Автор изображения — все тот же Николай Аполлонович Майков. Есть свидетельства, что Гончаров высоко ценил эту работу своего друга, считал, что художник уловил здесь «самую поэтическую сторону... красоты» 6.

    Конечно, нам очень хотелось найти подлинник портрета. Многолетние поиски в музейных собраниях страны, в архивах многих российских городов результата не давали. Зато был собран богатый биографический материал о семье Толстых. В 1996 году потомки Александра Толстого (брата Елизаветы Васильевны) — Екатерина Дмитриевна Воейкова из Санкт-Петербурга и ее племянница, профессор Сорбонны Вероника Жобер приехали в Ульяновск, чтобы посетить места, где когда-то были их родовые имения. В музее И.А.Гончарова им показали журнальную репродукцию портрета Е.В.Толстой и рассказали о своих поисках. И тут произошло невероятное: Вероника Жобер достала цветную фотографию портрета Толстой. Оказалось, что портрет много лет хранился в их семье, но они не знали, кто на нем изображен. Госпожа Жобер дала музею эксклюзивное право на копирование портрета. Эта копия стала одним из ценнейших экспонатов.

    Гончаровские реликвии продолжают пополнять коллекцию музея и в наши дни. Так, семья Резвецовых в 2007 году передала в дар музею сервировочную тарелку, которая принадлежала Гончарову. В 2002 году благодаря Е.А.Понтер, дочери Н.А.Кирмаловой, в музей поступила шкатулка, привезенная писателем из Японии.

    В настоящее время коллекция подлинных предметов, документов, фотографий, принадлежавших И.А.Гончарову и членам его семьи, насчитывает более 140 единиц хранения. Все они будут представлены в новой экспозиции музея, которая откроется к 200-летию со дня рождения автора великих русских романов — «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

    Примечания

    1 Гончаров И.А. Некролог <Н.А.Майкову> // Голос. 1873. 29 авг. (№238).

    2 И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 259.

    3 РГАЛИ. Ф.135. Оп. 1. Ед.хр. 42.

    4 Голос минувшего. 1913. №11. С. 45-65.

    5 Письма И.А.Гончарова к Е.В.Толстой // Голос минувшего. №12. С.223.

    6 Там же. С.252.

    Просмотров: 243 | Добавил: arright | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz