Таким образом, в способе оценки «благородных» мафиози проявляются две скрытые тенденции. С одной стороны, это авторская романтизация преступника как хорошего семьянина, члена клана, бизнесмена. С другой – неонатурализм, т. е. натуралистический показ сцен жестокости под видом жизненной правды, особой достоверности. Как видим, неоромантизм и неонатурализм здесь выступают неразрывно в одном произведении.
В целом «Крестный отец», несомненно, незаурядное произведение экрана. При всей своей двойственности, неоднозначности этот фильм рисует мир преступности как патологическое явление, как среду, где нет места ничему подлинно человеческому, где любая жестокость может быть оправдана законами бизнеса.
В то же время выходит немало псевдосоциальных, спекулятивно-политических лент, где под маской социальной критичности фактически пропагандируются насилие н жестокость. Происходит сознательный обман зрителей, причем это делается, как правило, приблизительно сходными способами. Объявляется, что герой – сторонник справедливых социальных убеждений, защитник угнетенных, борец с преступностью и т. д.
А на экране показываются его столкновения с противниками в таких натуралистических подробностях, что они производят на зрителя, особенно юного, обратный эффект. Крупноплановый показ ран, крови, увечий, сцен насилия, жестоких драк, побоев, преследований становится самостоятельным «шоковым аттракционом» и вызывает у части молодежной и подростковой аудитории агрессивные инстинкты.
Насилие и жестокость на экране – обоюдоострое оружие. В фильмах прогрессивных мастеров такие картины являются «шоковой терапией», они вызывают у зрителей отвращение к подобным патологическим сценам. В картинах буржуазной «массовой культуры» образ насилия служит как бы моделью для подражания, воспроизведения молодежью подобных актов в жизни, экранной пропагандой насилия.
В ряде лент 80-х годов такими предстают перед молодыми зрителями полицейские- блюстители закона, а фактически зачастую преступники в полицейской форме.
следствие вели, с леонидом каневским все серии. .