Крещение детей 2 часть
Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.
Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:
Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?
Да, это допустимо. Подобное действие не нарушает духовного родства между восприемниками и родителями, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, отец ребенка может стать крестым у сына одного из кумовей. А мать вполне может быть крестной у дочери другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, главное, супруги не могут стать крестными у одного ребенка.
Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?
Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически священника просят стать крестным у совершенно незнакомых людей. Родители не нашли крестного отца для ребенка и начинают просить священника стать крестным ребенку, якобы от кого-то слышали, что священник должен выполнить эту роль в случае отсутствия крестного отца. Священник — такой же человек, как и все люди, и он может отказать незнакомым людям быть крестным у их ребенка. Ведь крестному придется нести ответственность за воспитание своего крестника. А как же ему это сделать, если с его родителями он не знаком и ребенка этого он впервые видит? И, возможно, больше никогда не увидит. Но священник вполне может стать восприемником у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Нет никаких канонических препятствий этому.
Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».
Можно ли взять крестного «заочно»?
Сам смысл восприемничества в том, чтобы принять своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть у крещеаемого восприемником и обязуется воспитывать своего крестника в православной вере. Заочно этого не сделать. А если человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, совсем не согласен на это действие, крещаемый может остаться вовсе без крестного.
Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:
Сколько раз человек может становиться крестным?
Нет в Православной Церкви четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным в течение жизни. Главное, человек, соглашающийся стать восприемником должен помнить, что это – большая ответственность, за которую отвечать придется перед Богом. Для каждого человека мера, сколько раз он сможет взять на себя восприемничество, своя. Рано или поздно человек, возможно сам откажется от нового восприемничества.
Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
Если человек имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, или чувствует внутреннюю неготовность, он вполне может отказать родителям ребенка (или, если это взрослый человек, то самому крещаемому) стать крестным у их чада. Это не грех. Это будет более честно по отношению к самому себе, ребенку и его родителям чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не выполнять своих непосредственных обязанностей.
Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.
Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?
Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.
Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?
Канонических запрещений нет. Но технически это может быть сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется принимать от купели и держать обоих младенцев одновременно. Будет лучше, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь по отдельности, каждый из крещаемых — это разные люди, имеющие право на своего крестного.
Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:
С какого возраста можно стать восприемником?
Несовершеннолетние дети не могут становиться крестными. Но даже если человек еще не достиг совершеннолетия, его возраст должен быть таковым, когда он сможет осознавать тяжесть взятой на себя ответственности, будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть близкий к совершеннолетию возраст.
Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:
Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?
Ответ очевиден: помириться с родителями крестника. Чему могут научить ребенка люди, являющиеся духовными родственниками и при этом находящиеся в ссоре друг с другом? Стоит задуматься о воспитании ребенка, а не о личных амбициях, и попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же самое можно посоветовать и родителям ребенка.
Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.
Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?
Объективные причины — это физическое отдаление крестного от своего крестника. Такое возможно, если родители переехали в другой город, страну вместе с ребенком. В данном случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним с помощью всех доступных средств связи.
Некоторые крестные, к сожалению, окрестив младенца, совершенно забывают о своих обязанностях. Причиной этому иногда бывает не только элементарное незнание восприемника о обязанностях своих, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными собственную духовную жизнь крестного.
Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:
Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?
Православная Церковь не знает чина отказа от крестных. Но родители могут подыскать взрослого человека, который помогал бы в духовном воспитании ребенка, при этом не являясь фактическим восприемником от купели. Крестным его считать нельзя.
Но лучше иметь такого помощника, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь ребенок может начать искать духовный авторитет не только в семье, но и за пределами семьи. В этот момент такой помощник оказался бы очень кстати. А ребенка молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с крестным, который принял его от купели, не будет разорвана, если он сам примет на себя ответственность за человека, который сам с этой большой ответственностью не справился. Бывает, что дети намного превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.
Молитва за заблудшего или согрешающего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром апостол Иаков говорит в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо согласовать со своим духовником и получить на них благословение.
А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:
Когда нет необходимости в крестных?
Необходимость в крестных есть всегда. Особенно для детей. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, ведь он имеет сознательную веру в Бога и вполне может произнести самостоятельно слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он уже вполне отдает отчет своим действиям. Этого нельзя сказать о маленьких детях и младенцах. За них все это делают их крестные. Но, в случае крайней нужды, можно ребенка крестить и без восприемников. Несомненно, такой нуждой, может стать отсутствие достойных крестных.
Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:
Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?
Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, такого человека необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могут подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В таком случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».
Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:
Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?
С чтения Священного Писания начинаются познания человека о вере. Поэтому человеку, который решил креститься, в первую очередь, необходимо прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека могут возникнуть некоторое вопросы, требующие грамотного ответа. Такие ответы можно получить огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах пожелавшему принять крещение разъясняются основы православной веры. В случае, если при храме, в котором человек собрался креститься, не ведется таких бесед, можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Полезно, также, будет прочитать некоторые книги, которые разъяснят христианские догматы, к примеру, Закон Божий. Хорошо, если до принятия таинства крещения человек наизусть выучит Символ веры, в котором кратко изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва читается на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый исповедовал сам свою веру. Сама подготовка начинается за несколько дней до таинства крещения. Эти дни — особые, не следует рассеивать внимание на другие, даже очень важные, проблемы. Это время стоит посвятить духовно-нравственным размышлениям, избегать пустых разговоров, суеты, участия в различных увеселениях. Важно помнить, что крещение велико и свято. Подходить к нему нужно с величайшим трепетом и благоговением. В течение 2-3 дней желательно соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью необходимо воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно опрятными и чистыми. Можно одеть нарядную новую одежду. Женщина не должна пользоваться косметикой, впрочем, как и всегда, во время посещения храма.
С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий — это:
Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…
Это утверждение является суеверием, оно не имеет основания как в Священном Писании, так и в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно заслужено перед Богом, никуда от человека не денется.
Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:
Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?
Конечно, можно. Подобное заблуждение является суеверием. Участие в церковных таинствах только на пользу будущей матери.
Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:
Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не
До какой же дремучести надо православному человеку дойти, чтобы решить, что крещение — это магический ритуал, некое противоядие от порчи. Противоядие от неопределенной субстанции, определения которой никто и не знает. Что же представляет собой эта порча? Вряд ли кто-то из людей, которые ее так боятся, сможет четко ответить на данный вопрос. Это не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога, исполнять Его заповеди, «церковный» народ с усердием ищет во всем порчу – мать всех зол. И откуда же она берется?
Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все — сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все — ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один — заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и — мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение — лекарство от всех болезней!
Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого — перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.
Стоит сказать и об имени пару слов. Имя нарекается человеку на восьмой день от рождения. Так как многие об этом не знают, то молитва на наречение имени в основном читается священником непосредственно перед началом крещения. Наверняка большинство знает, что имя человеку нарекается в честь какого-либо из святых угодников. Именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. Думается, что каждый христианин должен призывать как можно чаще своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что получается на самом деле? Мало того, что человек своим именем пренебрегает, но пренебрегает еще и своим святым, в честь которого его назвали. И вместо того, чтобы в момент опасности или беды призывать на помощь своего святого – небесного покровителя, занимается посещением экстрасенсов и гадалок. «Награда» за все последует соответствующая.
Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:
Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?
Нет, это суеверие. Воск, согласно законам физики, вообще в воде утонуть не может. Но если бросить его с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно может уйти под воду. Благо, если суеверный восприемник этого момента не увидит и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит лишь крестному заметить погружение воска в воду — тут же начнутся причитания, и тогда новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого трудно вывести из состояния депрессии родителей ребенка, которым «добрые люди» передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет основы в церковных канонах и традициях.
Подводя итог, хочется отметить, что крещение — это великое таинство, подход к нему должен быть обдуманным и благоговейным. Многие люди, принявшие таинство крещения продолжают жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить о том, что он теперь — православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это ко многому обязывает. В первую очередь, к любви к Богу и ближним. Пусть же каждый из нас исполняет эти заповеди, независимо от того, когда он был крещен. Тогда сможем мы надеяться на то, что Господь введет в Царство Небесное нас. То Царство, путь в которое нам открывает таинство Крещения.
Запись опубликована в рубрике Крестины. Добавьте в закладки постоянную ссылку.