Пятница, Апрель 22nd, 2011
Давно канули в прошлое эти торжественные и величественные шествия духовенства и толп верующего люда всех сословий с иконами, хоругвями и прочими священными предметами культа. Эти шествия называли крестным ходом, и призваны они были усилить эмоциональное воздействие православия на духовное сознание людей. Они проходили повсеместно на территории дореволюционной России и находили себе достаточно приверженцев и среди паствы Екатеринославской епархии Приазовского края.
Крестные ходы обычно приурочивались к крупным церковным торжествам (Пасха, Богоявление и другие престольные праздники) или происходили спонтанно, что могло быть связано со стихийными бедствиями, из ряда вон выходящими событиями (например, война).
Иерархи русской православной церкви отмечали, что крестные ходы происходили обычно «в критические моменты истории» и служили на благо Отечества. На Мариупольщине чаще всего они проводились из-за постоянных эпидемий, чумы, холеры, неурожая, на которые была так щедра природа Северного Приазовья.
Один такой крупный крестный ход состоялся в 1915 году и дошел до Мариуполя. Думаю, нет нужды пояснять, чему был посвящен этот крестный ход с чудотворной Самарской иконой Божией Матери. Достаточно обратить внимание на дату происходящего – «1915» — чтобы сразу представить себе кровавую империалистическую бойню, в которую, оказалась, втянута и царская Россия. Миллионы солдат не вернулись с той Первой мировой. Были среди них и уроженцы Мариуполя и его окрестностей, что, конечно же, способствовало воодушевлению и пониманию городских властей.
Крестный ход с Самарской чудотворной иконой Божией Матери длился около 2-х месяцев и немало попутешествовал по губернии. Инициаторами хода было высшее духовенство Самарского пустынно-николаевского монастыря, где хранилась чудотворная Самарская икона. (Она и возглавила шествие знаменательного хода).
Для нас Самарский монастырь представляет интерес, так как есть сведения, что именно здесь останавливалась какая-то часть греческих переселенцев, прежде чем они заняли приазовские земли.
Наш пастырь, митрополит Игнатий Гозадинов, владыка последней Готско-Кафайской епархии, поддерживал тесные связи с Самарским пустынно-николаевским монастырем, регулярно вступал в переписку с настоятелем монастыря.
Но мы несколько отвлеклись от хода нашего повествования о ходе крестном. Имея под руками краткую схему следования крестного хода по дороге в Мариуполь и сверяясь с ней, попытаемся восстановить то местное историческое событие, происшедшее почти уже век назад.
5 июня 1915 года крестный ход с чудотворной Самарской иконой вышел в час дня из с. Сартаны и двинулся по направлению к Никополь – Мариупольскому заводу. Вместе с массами верующих двигались и миссионеры Н. Назаревский и В. Зеленцов, выполняющие организационную работу. В два часа православная крестная миссия прибыла в деревню Ново-Николаевку (Волонтеровку), которая относилась к Сартанскому приходу. В деревне на площади был отслужен недолгий молебен, в конце которого В. Зеленцов сказал слово «о чудотворных иконах». Во время следования процессии местное население присоединялось к миссии и людей прибывало все больше и больше. Как писал местный летописец, «собралось от 8 до 10 тыс. человек».
В 15.30 дня ход приблизился к Петропавловскому молитвенному дому на Никополь-Мариупольском заводе. Здесь, после краткого молебна и патриотической речи иеромонаха о. Сафрония, народ стал расходиться, а частью прикладываться к образу иконы. Через час святая икона посетила раненных воинов в местном лазарете, где вновь был отслужен молебен Матери Божией.
Как писал очевидец этого события, «без волнения нельзя было смотреть, с каким умилением страдальцы-герои, иные с трудом сгибая колени, прикладывались к Чудотворной святыне и получали на память себе ея маленькие копии».
Далее в 18.00 вечера началась в Петропавловском молитвенном доме всенощная, проходившая особо торжественно, при служении 7 иереев и двух диаконов. Все это было прилично «иллюминовано» разноцветными электрическими лампочками и производило впечатляющее зрелище. Всю ночь стояли молящиеся и внимали сменяющимся выступающим. Наступило утро.
В 14.00. чудотворная икона, сопровождаемая крестным ходом, наконец, отбыла из Никополь-Мариупольского завода и отправилась на соседний завод «Русский Провиданс». Многие верующие и работники Никопольского завода были приятно удивлены, что дирекция завода пошла им навстречу и «освободила от трудового дня для встречи Самарской Чудотворной иконы.
На заводе «Русский Провиданс» икону встречали в Николаевском храме. В 18.00 в храме началась торжественная служба и всенощное бдение, на котором выступил миссионер В. Зеленцов с речью «О Христовом повелении воевать за правду».
Наступило утро 7 июля. В соборе была совершена Литургия. Опять сменялись выступления.
И только в 14.00 крестный ход с Чудотворной иконой направился в Мариуполь, сопровождаемый многочисленным народом. Из ближайшей Успенской церкви навстречу ему двинулся крестный ход горожан.
Вступив в пределы города, крестный ход направился к собору св. Харлампия, проходя мимо церкви Рождества Богородицы и Марии-Магдалинской церкви, откуда новые верующие присоединились к шествию, неся свои местные святыни. К 17.00 вся площадь возле Харлампиевского собора была забита людьми, и туда влился крестный ход. Был отслужен торжественный молебен, во время которого священник соборной церкви о. Орест Жежеленко сказал народу патриотическое поучение.
Через час в соборе началась всенощная служба, которая также прошла при большом скоплении народа и соответствующем ритуале.
8 июня в 9 часов утра в Харлампиевском соборе началась Литургия. День закончился всенощной уже в Марии-Магдалинской церкви.
На этом месте неизвестный местный летописец сделал в своем дневнике любопытную пометку о том, что «миссионер В. Зеленцов вследствие простуды горла не проповедовал 8-9 и за всенощной 12-го июня».
10 июня святая икона Самарская перенесена, по обычаю, крестным ходом в Успенский храм. Вновь последовала всенощная, и остается только удивляться, откуда у верующих хватало сил на столь изматывающие обряды православного богослужения.
Утром 11-го июня была отслужена ускоренная Литургия, и крестный ход посетил нашу кладбищенскую Всесвятскую церковь. По дороге процессия вновь несколько раз задерживалась и служила молебен.
12-го июня в 16.00 вечера святая икона крестным ходом вместе с процессией спустилась в Мариупольский порт и направилась в Никопольский молитвенный дом, где их встретил настоятель о. И. Шимков и провел всенощную проповедь «О Пресвятой Богородице».
13-го июля, после Литургии, крестный ход с чудотворной Самарской иконой из морского порта направился на Слободку, в новую Константино-Еленовскую церковь. Шествие двигалось вдоль берега и прибыло на место в 16.30 дня. По плану всенощная началась в 18.00.
Наконец, торжества стали приближаться к своему концу. 14 июня в 17.30 вечера святая икона Богоматери, провожаемая великим множеством народа, направилась из Константино-Еленовской церкви к Железнодорожному вокзалу. Перед вокзалом был отслужен молебен, после которого иеромонах о. Сафроний произнес патриотическое слово.
«В 6 часов вечера поездом железной дороги Самарская Чудотворная икона Божией Матери отбыла из г. Мариуполя в Самарский монастырь, оставив своим посещением глубокий след на сердцах всех православных христиан, удостоившихся принимать у себя святыню Екатеринославского края, молиться и изливать свои скорби пред Чудотворным Образом Богоматери в столь тяжелое время для русских граждан. Сколько тысяч православных христиан пережили в эти два месяца крестного хода с Чудотворной Самарской иконой светлых радостных минут», — таков был последний абзац заметок о крестном ходе, в которые мы поневоле вынуждены были заглянуть, чтобы набросать точный эскиз сего удивительного действа, зовущегося нашей историей. И кто знает, может быть и нам когда-нибудь доведется встать под хоругви крестного хода будущего, чтобы третье тысячелетие обошлось без войн…?!?
Дмитрий ЯН.
Добавить запись в закладки:
Рубрика: Мариупольские храмы by admin