Ашрам (санскрит: ашрая- защита) - место уединения, медитации и поклонения божествам в индуизме. В современной Индии часто используется для обозначения религиозной общины, объединенной каким-то гуру. При этом само название общины ашрамом не гарантирует святости и общепризнанности гуру в рамках самого индуизма.
Существует ряд «школ» созданных для заработка денег, как правило такие «центры духовной жизни» ориентируются преимущественно на иностранцев.
Есть ашрамы, завоевавшие большое доверия и известность на Западе, есть классические сугубо индийские центры духовной жизни.
С давних пор ашрамы располагаются, как правило, в изолированных и труднодоступных местах, для того, чтобы люди находящиеся в них могли достигнуть максимального уединения.
Иногда, слово «ашрам» понимается как синоним индуистского монастыря и монашеской общины матха, в то время как матхи, как правило, характеризуются более строгой иерархической структурой и правилами.
Учитель, возглавляющий ашрам и принадлежащий обычно к числу санньясинов (отрекшихся от мира), передает здесь традиционное эзотерическое знание, которое он сам некогда получил от своего Учителя и успешно применял на практике. Под его руководством учащиеся изучают и рассказывают священные тексты, занимаются йогой, произносят мантры — священные формулы, распределяемые учителем строго индивидуально...
Древние тексты различают множество учителей различных уровней — от мастеров, познавших божественное, одного присутствия которого достаточно для того, чтобы привести ученика к просветлению, до набожных бюрократов, способных лишь проштемпелевать ваши «духовные документы» (важно только не перепутать одно с другим). Гуру — «рассеивающий мрак», просветленный, осознавший истинную природу реальности и могущий помочь вам сделать то же самое. Просветление — штука индуктивная: ин силовом поле Мастера.
В древности стать учениками определенных гуру могли только избранные — люди потенциально готовые к восприятию и пониманию Высшей Истины. Основным качеством «готового» ученика — шишьи — считалась его способность к полной самоотдаче и самоотречению, искреннее стремление посвятить свою жизнь служению Истине в лице гуру. Ученик должен был беспрекословно, с полным доверием и преданностью выполнять все указания и советы своего Учителя, проходя через множество испытаний и переживаний, которые тот считал необходимыми для духовного развития ученика. По традиции этот период длился двенадцать лет.
Полностью просветленный учитель признается воплощением божественности. С этой точки зрения достаточно увидеть его — или присутствовать на его даршане — чтобы получить толчок к трансформации или пережить преображение, равное годам духовных практик. Интересно, что таким Мастером может быть как человек в богатых шелковых одеждах с гирляндами цветов на шее, так и голый садху с длинными немытыми волосами у гхатов в Варанаси — оба могут оказаться вратами, ведущими к просветлению.
С точки зрения обыденного гуру часто выполняет роль жреца общины или крестного отца, оказывая своим последователям помощь во всех аспектах жизни. Индийские преданные часто спрашивают совета гуру по таким практическим вопросам, как выбор карьеры или брак. Другие гуру хранят молчание (мауна), передавая просветление одной силой своего присутствия. Хотя западного человека это молчание может поначалу разочаровать, многие считают, что самое лучшее учение — именно такое, без слов, поскольку вопросы, оставшиеся без ответов, заставляют пробудиться собственную мудрость ученика.
Гуру «мукта» ведут себя предсказуемо и рационально, они предлагают определенную программу духовного обучения. «Сиддха»-гуру непредсказуемы, иногда почти безумны на вид, словно опьяненные Богом. Обучение у них не похоже на следование пошаговым инструкциям, оно нацелено на то, чтобы расшатать рациональный ограниченный разум учеников.
Конечно, индийская «прописка» — не гарантия качества. В Индии, как и на Западе, на «духовности» можно зарабатывать большие деньги, и некоторые индийские свами вовсе не прочь попользоваться доверчивыми иностранцами. «Многие учителя лишают ученика его богатств, но мало кто избавляет его от горестей», жаловался еще в XI веке один тантрический автор. Для поиска гуру может подойти совет: «Если хочешь выяснить, настоящий садху или нет, приди к нему, но не задавай никаких вопросов. Сиди тихо и говори мало: слушай и пытайся держать разум пустым. И если, сидя возле него, ты забудешь о мирском и станешь более спокойным, значит, он хороший святой: его аура успокоила твой разум…».