В Казани прошел крестный ход к месту обретения Казанской иконы Богоматери
07.11.2011
Впервые участие в нем принял митрополит Волоколамский Иларион …
4 ноября, в День празднования Казанской иконе Божией Матери, в столице Татарстана состоялись торжества, посвященные престольному празднику богохранимой земли Казанской. Впервые участие в них приняли председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), посетивший Татарстан с трехдневным визитом, а также сопровождавшие его лица.
Кульминацией церковных торжеств стал многотысячный крестный ход, прошедший по традиционному маршруту – от расположенного в Казанском Кремле Благовещенского собора (бывшего до революции кафедральным) до Крестовоздвиженского собора Казанско-Богородицкого мужского монастыря – бывшей Казанской Богородичной женской обители, основанной на месте обретения в 1579 г. отроковицей Матроной Онучиной чудотворного образа Божией Матери.
Накануне, вечером 3 ноября, митрополит Иларион и архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) провели совместное богослужение в Казанско-Богородицком мужском монастыре, где постоянно пребывает «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, переданный в 2004 г. РПЦ папой Римским Иоанном Павлом II, а затем привезенный 21 июля 2005 г. в Казань Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Утром праздничного дня архипастыри, в сослужении сонма духовенства - наместников монастырей, благочинных и настоятелей городских храмов, совершили Божественную Литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее была доставлен чтимый образ. Храм был переполнен молящимися, за Литургией пел хор Казанской духовной семинарии (КазДС).
В конце богослужения митрополит Иларион и архиепископ Анастасий обменялись приветствиями. При этом, как сообщается на информационно-просветительском сайте Казанской епархии
«Православие в Татарстане», последний поблагодарил высокого гостя «за посещение Казанской епархии и радость Евхаристического общения». На память о визите архиепископ Анастасий вручил митрополиту Илариону список с чудотворного Казанского образа Богоматери, выполненный в дореволюционные годы сестрами Казанской Богородичной женской обители.
В ответном слове митрополит Иларион поблагодарил архиепископа Анастасия за приглашение и «передал слова приветствия и первосвятительского благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», а также передал в дар Благовещенскому собору Владимирский образ Пресвятой Богородицы, а местному архиерею - панагию с изображением Пречистой Девы.
Затем, около половины двенадцатого, верующие и представители духовенства, несшие на специальных носилках украшенный цветами образ Богородицы, спустились с лестницы Благовещенского собора. Внизу их уже ожидали прибывшие в Кремль с крестами и хоругвями прихожане ближайших церквей и монастырей, а также многочисленные приезжие паломники. Несмотря на значительную задержку, верующие стойко переживали холод, распевая церковные гимны и творя молитвы.
После того, как вышедшие из собора верующие воссоединились с ожидавшими их единоверцами, крестный ход двинулся к проездной Спасской башне Кремля и, пройдя ее, вышел на площадь 1 мая (бывшую Ивановскую). Затем, под звон колоколов окрестных церквей, крестоходцы прошли до Крестовоздвиженского собора Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Здесь, на ступенях храма, митрополит Иларион на четыре стороны благословил чудотворным образом верующих. «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери был водружен на свое место, и перед ним был отслужен благодарственный молебен.
Можно без преувеличения сказать, что нынешние церковные торжества в Казани проходили под знаком визита в Татарстан митрополита Илариона.
Как передают СМИ, он прибыл в Казань 3 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению президента Татарстана Рустама Минниханова и управляющего Казанской епархией РПЦ, архиепископа Анастасия, для участия в мероприятиях в честь Казанской иконы Божией Матери.
Прямо из аэропорта, в сопровождении местных правительственных чиновников и духовенства, митрополит Иларион направился в Казанский Кремль, где встретился с государственным советником Татарстана, первым президентом республики Минтимером Шаймиевым, который ознакомил митрополита Илариона с деятельностью возглавляемого им Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (и, в частности, с работами, проводимыми по восстановлению острова-града Свияжск, известного своими чтимыми православными святынями).
По сообщению пресс-службы президента Татарстана, митрополит Иларион назвал восстановительные работы колоссальными. При этом его особенно впечатлили история Свияжска и те изменения, которые произошли за полтора года работы фонда. Минтимер Шаймиев пригласил митрополита Илариона на остров-град Свияжск, а также просил передать Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу приглашение посетить Свияжск в будущем году, когда там будут завершены работы по благоустройству острова.
Кроме этого, митрополит Иларион посетил расположенную здесь же мечеть Кул Шариф, где встретился с избранным в апреле этого года председателем Духовного управления мусульман Татарстана Илдусом Файзовым.
В тот же день митрополита Илариона принял у себя действующий президент Татарстана Рустам Минниханов. По сообщению пресс-службы президента Татарстана, во встрече участвовали архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, руководитель Аппарата президента республики Юрий Камалтынов и начальник управления президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин. Сообщается, что Рустам Минниханов и митрополит Иларион «затронули в ходе встречи межнациональные и межрелигиозные проблемы, опыт Татарстана в сфере межконфессионального взаимодействия, вопросы мирного сосуществования многонационального народа республики».
При этом обращает на себя внимание та неусыпная опека, которую осуществляли местные власти над митрополитом Иларионом сразу после его приземления в казанском аэропорту. Наши источники в КазДС связывают это со стремлением руководства Татарстана максимально «пропиарить» республику и правящего архиерея, оказавшихся в последнее время в центре сразу нескольких серьезных скандалов церковно-религиозного характера.
Несмотря на праздничный антураж, многие (и, в первую очередь, само казанское духовное начальство) склонны рассматривать визит митрополита Илариона как инспекционный. Известно, что татарские власти настойчиво выступают против якобы предполагаемого «дробления» Казанской епархии, которая со времен «суверенитета» имеет в своем название еще и политическую приписку - «Казанская и Татарстанская». Территориальные границы современной Казанской и Татарстанской епархии совпадают с границами Республики Татарстан. Подобная картина наблюдалась и до революции, когда границы Казанской и Свияжской епархии совпадали с границами Казанской губернии. Другое дело, что границы нынешнего Татарстана далеко не совпадают с границами бывшей Казанской губернии, и предполагаемое «дробление» может быть вполне объяснимо с точки зрения церковной целесообразности. Ранее, например, существовала Уфимская и Мензелинская епархия, но затем Мензелинск вошел в состав Татарстана.
Официальный Казанский Кремль, по мнению того же источника, боится, что в результате «дробления» будет утрачен единый контроль над действиями епархиального руководства. Этими же соображениями продиктовано, по-видимому, и стремление любыми способами сохранить на своем посту правящего архиерея - архиепископа Анастасия, который долгое время «удерживает» развитие православия в республике в рамках проводимой здесь политики «толерантности», в результате чего, при практически равном соотношении «этнических» мусульман и православных, число мечетей в Татарстане почти в шесть раз превышает число церквей. «Лояльность» местного владыки, ознаменовавшаяся снятием с Благовещенского собора в Казанском Кремле по требованию татарских националистов «якорных» крестов, непонятной ситуацией вокруг храма-памятника на реке Казанке, отсутствия «интереса» к находящимся под музеями и театрами известных храмов (в том числе,
Дворцовой и Духосошественской церквям в Казани и Успенской церкви в Болгаре), стали уже притчами во языцех и в последнее время вызывают открытый ропот недовольства у части верующих.
Впрочем, во время своего визита митрополит Иларион (по крайней мере, внешне) демонстрировал исключительное расположение и к властям республики, и к епархиальному руководству, и к местным мусульманам.
Помимо посещения мечети Кул Шариф, 4 ноября он нанес визит в Российский исламский университет, где встретился с его преподавателями и студентами. По сообщению сайта «Православие в Татарстане», митрополит Иларион поздравил их с Днем народного единства и «выступил с лекцией на тему взаимоотношений ислама и православного духовенства в разных странах». «Владыка-митрополит, - отмечается там же, - отметил необходимость существования таких учебных заведений, как Российский Исламский Университет, так как образованность духовных лидеров помогает предотвратить различные негативные явления в жизни религии, в том числе и экстремизм».
5 ноября, в завершающий день своего визита в Казань, митрополит Иларион посетил КазДС и принял участие в пленарном заседании XI ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Здесь он выступил с докладом на тему «Соотношение богословия и светской науки», а также ответил на многочисленные вопросы участников научно-богословского форума. На память о своем посещении КазДС митрополит Иларион передал в дар ее библиотеке комплект своих книг.