Пятница, 22.11.2024, 16:18 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Июнь » 23 » ПРАВОСЛАВНЫЙ
    14:42
     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ

    Промелькнуло уже несколько недель, но я до сих пор под огромным впечатлением от всего увиденного, особенно поразили люди, огромное количество верующих людей. Причем истинно, крепко верующих. Это создает какой-то необыкновенно волнующий, ранее не испытанный торжественный настрой, и невольно сам укрепляешься в вере. По-моему, этих впечатлений мне хватит на всю мою оставшуюся жизнь. Это был Праздник, который можно смело назвать Пасхой среди лета.

    На свой Праздник в честь столетия канонизации преподобный Серафим Саровский собрал около сорока тысяч православных. Как и сто лет назад, люди шли крестными ходами из разных мест. Сюда по приглашению съехались представители всех 15 Поместных Православных церквей: патриарх Сербский Павел, митрополит Североамериканский и Канадский Герман, митрополит Швейцарский Иеремия, иерархи из Японии, Африки, Румынии, Польши... Архиереев было больше 70 человек. Редкая возможность увидеть столько служителей такого ранга. Ждали приезда Патриарха Всея Руси Алексия II и президента В. Путина, которые прибыли 29 июля в Саров, а 31 июля — в Дивеево. Центром Саровских торжеств стало Дивеево. Все монастырские здания и храмы претерпели огромный размах работ, преобразивших монастырь, поразивших всех. Окончен ремонт в Троицком и Преображенском соборах, трапезном храме Александра Невского, во всех храмах обители. Только Канавку не успели до конца доделать. Здесь еще сажали и поливали цветы перед самым началом торжеств. Канавка стала совсем другой — возвышенной, всю ранее выкопанную землю устелили плиткой. Теперь идешь по вымощенной возвышенной Канавке, огражденной с двух сторон металлическим заборчиком — кованой решеткой с перилами. Некоторые деревья спилили. Мне показалось, что просто идти по земле было благодатней. Наверное, не мне одной, потому что некоторые паломники идут внизу у края насыпи новой Канавки...Само село тоже подновлено, благоустроилось, обновились фасады, отремонтированы дороги. Дивеево приняло всех паломников, и разместило их, и накормило...

    После ранней Литургии в 10 часов утра 29 июля 2003 года Крестный ход со всечестными мощами преподобного Серафима Саровского выступил из Дивеево и направился в сторону Сарова. Вначале он состоял из сравнительно небольшого числа верующих, но потом, по дороге, он увеличивался и увеличивался, пополняясь жителями деревень, мимо которых шел. Трогательно было смотреть, как жители устилали идущим дорогу цветами. Присоединялись к Крестному ходу многочисленные паломники из разных городов. Люди прибывали со своими хоругвями, с иконами, многие из которых — чудотворные, мироточивые. У паломницы из Курска мироточила бумажная иконка Божией матери Казанской, вырезанная из обычного календаря. Самая многочисленная группа была из Троице-Сергиевой Лавры. Я шла в первых рядах и на повороте дороги хотела увидеть конец шествующих, но, постояв некоторое время, так и не увидела конца. Впереди огромной, теперь уже десятитысячной, колонны людей шли миноискатели, затем на белых лошадях два милиционера, милицейский кортеж оцепил по бокам всю колонну идущих. Крестный ход начинался Распятием, затем несли большую икону Царя Николая, которую привезли из Троице-Сергиевой Лавры, потом знаменосцы, колонна с хоругвями, и, наконец, многочисленное священство, несущее на своих плечах раку с останками преподобного. Эта новая рака — настоящее произведение искусства, серебряная, украшена уральскими самоцветами, точная копия старой, уничтоженной при советской власти. День выдался жаркий, весь путь в 17 километров люди прошли под солнцем, временами немного отдыхая. Никаких водных источников по дороге не было. Те, кто догадался взять в дорогу воды, делились ею с другими. Но под палящим солнцем жажду утолить было трудно. И поэтому путь для многих оказался настоящим испытанием. Восстанавливали силы прежде всего молитвой. Всю дорогу насельники Троице-Сергиевой Лавры исполняли священные песнопения. Идущие подпевали, и путь казался короче, и солнце — не таким палящим. Может, это было похоже на тот первый крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровский. Ясно одно, что батюшка Серафим возвращался в свою обитель, туда, где сто лет назад был прославлен.

    Наконец, к 15 часам пришли в Цыгановку, расположенную в трех километрах от Сарова, где нас встретил заслон машин и мощное оцепление милиции. Дальше паломников не пустили. Но здесь был отдых среди березовой прохлады и чистая родниковая вода святого источника. Раку погрузили в специально подготовленную машину и медленно повезли в Саров. Основная масса людей была отправлена обратно в Дивеево на автобусах.

    Среди паломников были жители Сарова, которые имели туда постоянные пропуска. В том числе и я. Посадили нас в автобус и довезли до КПП. Выйдя через проходную, мы присоединились к Крестному ходу, который торжественно продолжил свой путь по улицам Сарова к храму преподобного Серафима. Вместе с жителями Сарова и гостями в нем приняло участие около 2,5 тысяч человек. Святыню под песнопения внесли в храм и возложили на почетное место. В храме проводилось праздничное богослужение, в котором участвовали и мы — большинство паломников, стоя на улице возле храма. Мы не только слышали все, благодаря усилению, но и видели службу на экране. Служба закончилась, и люди всю ночь непрерывным потоком тянулись в храм для поклонения мощам батюшки Серафима. Около часа ночи вошла и я, а домой вернулась только в половине пятого утра.

    30 июля Патриарх Всея Руси освятил храм преподобного Серафима Саровского. На освящении присутствовал президент, он поклонился мощам, принял участие в праздничном молебне у колокольни Саровской пустыни. 31 июля Крестным ходом мощи возвратились в Дивеево.

    Мощи преподобного Серафима встречали снова у источника в Цыгановке, куда приезжали на автобусах пораньше, боясь опоздать. И в половине второго мы дождались. И снова впереди миноискатели с собаками.

    На Литургии все, кто желал, смог исповедаться и причаститься. Слава Богу! Спаси, Господи, всех приезжих батюшек, так хорошо поработавших. Эти дни для многих и многих верующих останутся незабываемыми, а далекие от православной веры, может быть, здесь впервые почувствовали Пасхальную радость от теплого приветствия батюшки Серафима: «Радость моя, Христос Воскресе!»

    ...Когда я приехала в Саров в ноябре прошлого года, то узнала, что найдена келья батюшки. В советское время здесь, в храме преподобного Серафима, долгое время был драмтеатр. В прошлом году храм вернули Нижегородской епархии, и началась реставрация. Когда сняли пол, обнаружили кирпичную кладку прямоугольной формы в том месте, где была келья преподобного. Верхнюю часть убрали и на нижней достроили келью. Она находится прямо в храме, который сейчас восстановлен и освящен. Мне посчастливилось в тот приезд присутствовать при подъеме первого купола с крестом. Сейчас десять куполов с крестами сияют золотом и радуют всех приходящих. ...Говорят, что три года назад дети в Сарове обнаружили подземный ход, соединяющий когда-то Саровский монастырь с Дивеевским. И сейчас его небольшая часть восстановлена вместе с подземным храмом, в котором проводятся службы по особо знаменательным событиям.

    Каждый раз, когда я приезжаю в Саров, стараюсь обязательно бывать в пустыньках, где так любил молиться Саровский старец. В ближней пустыньке установлен Крест, и лежит большой камень. Камня, на котором молился преподобный тысячу дней и ночей, сейчас нет, но на этом камне, говорят, тоже молился батюшка Серафим. Мне кажется, камень растет. Раньше там лежала псалтирь, читали ее не пропуская, заложив место, на котором остановились. Сейчас возле камня, в специальном ящичке, типа почтового, лежит акафист преподобному Серафиму. Однажды здесь было чудо. Одна паломница пришла сюда с маленьким огарочком свечи, больше ничего не было. Долго молилась. А свечечка все горела, не уменьшаясь. ...

    Метрах в пятистах от ближней пустыньки — дальняя. Здесь на месте бывшей келии старца поставлен Крест. Здесь же и часовня, в которой по воскресным дням служится Литургия.

    И вот 3 августа, сразу после юбилейных торжеств, я снова в Сарове, на Литургии в этой часовенке. Служил настоятель московского Николо-Кузнецкого храма со своими певчими. Как обычно приехали и монахини клиросные из Дивеевского монастыря. Получилось два хора, пение которых трогало до слез. Хочешь не хочешь, а слезы сами текли по щекам. И не только у меня, а и у многих. Даже певчая монахиня расплакалась и не могла некоторое время петь. Во всем чувствовалось присутствие батюшки Серафима. Напротив часовенки по другую сторону дороги — известная скульптура Клыкова, там преподобный на коленях молится с воздетыми руками...

    Родники, которые были на пустыньках, залили после разгона монастыря бетоном. Но растет на дальней пустыньке огромная сосна, на которой возникла нерукотворная икона Божией Матери «Умиление», как в Дивеево. Образ этот пытались уничтожить: и вырезали, и выжигали, а он по-прежнему остается. Рядом с этой сосной выросла тоненькая сосенка, которая обняла своими корнями большое дерево, а с другой стороны — стройная осинка, которую хотели убрать: пилили несколько раз, но она словно зализывала свои раны и продолжала расти. До конца ее спилить почему-то не могли никак. А в тех местах, где пилили, остались шрамы кольцами. Саровчане говорят, что большое дерево с иконкой, словно Пресвятая Богородица, дерево поменьше, обнявшее ее своими корнями, словно батюшка Серафим, а как тоненькую осинку не могли спилить, так и Дух Святой, как бы мало Его у нас не было, Он крепко помогает бороться против всякой напасти.

    Дай Бог нам всем укрепляться в вере православной молитвами преподобного батюшки Серафима.

    По благословению Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора
    Девятые православные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения
    2 октября 2003 года

    Учредители: Екатеринодарская и Кубанская епархия, Администрация Краснодарского края

    Тема Чтений: Духовно-нравственное воспитание: проблемы, традиции, опыт

    Цель Чтений: Объединение усилий церковных, государственных, общественных организаций, светских и православных педагогов, а также всех людей доброй воли в деле нравственного воспитания населения Кубани

    ПРОГРАММА чтений

    Открытие чтений: 8.00—8.30

    Молебен в Свято-Екатерининском кафедральном соборе (ул. Коммунаров,52).

    Продолжение чтений: 9.30—10.00. Большой зал краевого государственного творческого научно-образовательного учреждения «Кубанский казачий хор» (ул. Красная,5).

    Показ фильма.

    Приветствия участникам чтений: 10.00—10.30

    — митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор;

    — глава администрации Краснодарского края А.Н. Ткачев;

    — учащиеся краевой экспериментальной средней общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора.

    Пленарное заседание: 10.30—13.30

    «Социальное партнерство государства и церкви в целях сохранения национальных духовных традиций». Бурлачка Юрий Александрович, начальник управления по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями администрации Краснодарского края.

    «Проблемы воспитания и образования, пути их решения». Симанкова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор департамента образования и науки Краснодарского края.

    «Духовно-нравственные традиции русской культуры и менталитет русского этноса». Логинов Леонид Федорович, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, политологии и права Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии.

    «Проблемы православного воспитания детей, педагогов и родителей: взгляд священника». Протоиерей Андрей Дашевский, кандидат богословия, настоятель Свято-Успенского храма г. Тихорецка.

    «Школа, как средство приобщения школьников к православным ценностям (Опыт работы Каневской гимназии)». Семилейская Нина Васильевна, учитель Каневской гимназии.

    Перерыв: 12 10—12.30

    Продожение пленарного заседания: 12.30—13.30

    «Актуальность православного духовно-нравственного воспитания в современных условиях». Шпаков Александр Эдуардович, кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и микробиологии Кубанского государственного университета, руководитель научно-методического и миссионерского центра Екатеринодарской и Кубанской епархии.

    «Роль русского святоотеческого наследия в формировании духовно-нравственных основ образования». Сергеева Галина Михайловна, заслуженный работник образования РФ, заместитель декана факультета непрерывного образования Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии.

    «Преподавание общеобразовательного предмета “Православная культура России“ в современной школе — веление времени». Протоиерей Сергий Токарь, кандидат богословия, ректор Армавирского православно-социального института, настоятель Свято-Троицкого собора г. Армавира.

    «Православные традиции как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи». Романец Ирина Васильевна, председатель комитета по делам молодежи Краснодарского края.

    Перерыв на обед: 13.30—14.30

    Работа секций: 14.30 — 16.00

    Секция №1. «ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО»

    Сопредседатели: протоиерей Андрей Дашевский, канд. богословия, настоятель Свято-Успенского храма г. Тихорецка, Логинов Леонид Федорович, канд. истор. наук, проф., заведующий кафедрой истории, политологии и права Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии.

    «История добрых дел (из опыта взаимодействия священнослужителей Екатеринодарской и Кубанской епархии с Центром социальной помощи семье и детям г. Краснодара». Гончарова Надежда Геннадьевна, социальный педагог отделения социально-педагогической помощи семье и детям территориального Центра социальной помощи семье и детям г. Краснодара.

    «Духовно-нравственное просвещение в местах лишения свободы». Игумен Герман Камалов, настоятель Свято-Покровского храма ст. Елизаветинской.»Реализация основных принципов духовно-нравственного воспитания в православных летних лагерях (Опыт взаимодействия администрации Красноармейского района и прихода Свято-Архангельского храма х. Трудобеликовского)». Священник Сергий Рыбкин, настоятель Свято-Архангельского храма х. Трудобеликовский Красноармейского района.

    «Социальное служение православной молодежи». Сопредседатели Краснодарской краевой молодежной нравственно-просветительской организации «Православная молодежь» Мищенко Игорь Сергеевич, ведущий специалист управления по делам казачества администрации г. Краснодара, иеродиакон Лазарь.

    «Практический опыт организации молодежного лагеря православных следопытов». Священник Евгений Иванов, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара.

    Секция №2. «ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ».

    Сопредседатели: протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, Галина Елена Михайловна, канд. пед. наук, декан факультета переподготовки преподавателей Кубанского государственного университета.

    «Духовно-нравственное воспитание в условиях агрессивной информационной среды». Диакон Евгений Порфирьев, Свято-Никольский храм г. Краснодара.

    «Правовые основы преподавания курса “Основы православной культуры“». Дробышев Владимир Валентинович, директор правовой фирмы «Гарант».

    «Особенности подготовки учителей по курсу «Православная культура» в системе дополнительного педагогического образования». Галина Елена Михайловна, канд. пед. наук, декан факультета переподготовки преподавателей Кубанского государственного университета.

    «Духовно-нравственное воспитание в детском саду — основа возрождения отечественной культуры (опыт, проблемы)». Малий Наталья Александровна, методист дошкольного воспитания Дошкольного Методического Центра г. Краснодара.

    «Православное мировоззрение и преподавание естественных наук в школе». Остапенко Андрей Александрович, канд. пед.наук, заместитель директора Азовского лицея, доцент кафедры дополнительного педагогического образования Кубанского государственного университета.

    Секция №3. «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА»

    Сопредседатели: протоиерей Александр Игнатов, благочинный 1-го Екатеринодарского округа, председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Краснодара; Зайнышева Людмила Александровна, профессор, генеральный директор Центра дополнительного профессионального образования; Шабалин Дмитрий Семенович, доктор искусствоведения, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

    «Возрождение православной культуры как гарантия стабильности российского государства». Зайнышева Людмила Александровна, профессор, генеральный директор Центра дополнительного профессионального образования.

    «Художественная культура православия и духовно-нравственное воспитание личности». Шабалин Дмитрий Семенович, доктор искусствоведения, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

    «Проблемы современного традиционного народного искусства и православие». Вакуленко Екатерина Гавриловна, канд. пед. наук, член Совета Российской Академии Образования, заслуженный работник культуры Кубани, заведующая кафедрой народного декоративного искусства Кубанского государственного университета.

    «Народное творчество в арсенале воспитателя. Использование традиций национальной культуры в духовно-нравственном воспитании детей и подростков». Дубавка Алла Витальевна, преподаватель краевой детской экспериментальной школы народного творчества Кубанского казачьего хора.

    Секция №4. «ПРАВОСЛАВИЕ И СМИ».

    Сопредседатели: протоиерей Сергий Овчинников, настоятель Свято-Ильинского храма г. Краснодара, заместитель главного редактора газеты «Православный голос Кубани»; Шнурников Михаил Иванович, главный редактор Южно-Российской кинокомпании «Югфильм».

    «Православная журналистика: проблемы и пути их решения». Протоиерей Сергий Овчинников, настоятель Свято-Ильинского храма г. Краснодара, заместитель главного редактора газеты «Православный голос Кубани».

    «Тематика в православных изданиях: специфика и способы подачи». Шахбазян Марина Анатольевна, канд. филол. наук, доцент факультета журналистики Кубанского государственного университета.

    «Православное телевидение: нравственный аспект, человеческий фактор и технология существования». Шнурников Михаил Иванович, главный редактор Южно-Российской кинокомпании «Югфильм».

    «Православная тематика в светских СМИ: опыт, проблемы, перспективы». Массальский Вадим Владимирович, генеральный директор муниципальной телерадиокомпании «Краснодар».

    «Вокруг выставки “Осторожно, религия“». Надежда Деренжи, студентка факультета журналистики Кубанского государственного университета.

    Подведение итогов работы Чтений 16.00—16.30

    Принятие итогового документа

    ***

    В конце августа в нашем крае побывала матушка Людмила Кононова, автор и исполнитель собственных песен. Она дала три концерта в Анапе и один в Краснодаре. Один из анапских концертов состоялся в морской школе, что имеет особую ценность. И пусть не совсем расторопно сработала информационная поддержка, но залы не пустовали, потому что песни матушки Людмилы знает и любит православная Россия.

    Первые стихи она написала в 12 лет, а с 19 лет стихи превратились в песни. Но матушка никогда не говорит о себе как о композиторе, потому что считает, что этим словом может называться лишь человек, способный творить крупные музыкальные формы. Хотя музыку пишет не только к своим стихам, но и стихам мужа, вятского священника Андрея Кононова, и даже иногда — к произведениям русской классики.

    Ну что такого — стоит себе женщина с гитарой посреди сцены и поет? Но почему-то возникает чудо, и голос, льющийся то нежно, то грозно, затрагивает какие-то неведомые прежде глубины, исторгая слезы даже из, казалось, застывшего в окамененном нечувствии сердца. И причиной здесь не только и не столько профессионализм (а матушка, в отличие от большинства так называемых бардов, окончила Пермский институт искусств), а то, что песни эти идут прямо от одного русского сердца к другому. Они понятны и близки, в них нет чужих ритмов, и ближе всего они к песне народной, а еще — к церковной музыке. И слова — о нашем, наболевшем, но не безнадежные, а покаянные, и еще — полные веры и упования.

    Это очень современные песни. За ними чувствуется судьба. Это поет русская женщина, мать троих детей, жена скромного приходского священника. И в то же время они — о вечном, о том, что есть Бог, и наша молитва идет к Нему, а Он хранит и нашу страну, и наших детей, и нас самих.

    Событие, которое произошло 26 августа с. г. в концертном зале Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, невозможно назвать просто концертом. Скорее это исповедь, предельно искренний разговор неравнодушных людей «про нелегкий путь земной, этот долгий путь домой...». Разговор о многострадальной нашей Родине, которую «осеняет крестным знаменьем Матерь Божия...» Но это и поминальная молитва о духовном цвете нации, уничтоженном в сталинских лагерях, превратившемся в «нумерованные лики».

    Косоньки седые...

    Телогрейка серая...

    Матушка—Россия.

    Это и гимн воинству — русскому офицерству, которое в трудную минуту восстанет «лебединым станом» , как писала М.И. Цветаева:

    завтра утром на Казанскую...

    Тема воинства и его служения России глубоко раскрыта в песнях «Было их с урядником тринадцать», «Поле Куликово», «В шитой серебром рубашечке».

    Проникновенные песни матушки Людмилы Кононовой тронули сердце многих русских православных людей, ведь за ее хрупкими плечами — поездки по стране, выступления в Москве и Санкт-Петербурге, и вот единственный концерт в Екатеринодаре, состоявшийся по милости Божией и при поддержке устроителей: общественного движения «За Русь Святую», Дворянского Собрания Кубани, Православного центра милосердия памяти последнего Российского Императора и членов Его семьи. Концерт, напоминавший скорее добрую, умиротворяющую беседу матери о жизни семьи в современном мире, о России, как о семье, которая была разрушена в 1917 году:

    Заблудились, захмелели.

    Окаянные метели.

    Попирали и сквернили...

    Но это и разговор о том, как возрастает и крепнет душа, пришедшая к Вере. О том, что всегда есть надежда на преодоление земного пути человека и возрождение духовной России — удела Божией Матери.

    Твои Марьи да Иваны.

    Сокровенные булаты...

    Преподобных стаи.

    Русь моя Святая...

    Именно с такими мыслями, глубоко тронувшими душу, просветленными слезами и верой в возрождение наше духовное выходили после концерта матушки Людмилы Кононовой православные братия и сестры.

    Разработал и ввел в практику гомеотерапию как самостоятельную систему лечения немецкий врач, профессор Лейпцигского университета Христиан Ганеман. Его племянник, доктор Триниус, в 1809 году в качестве врача герцогини Вюртембергской приехал в Санкт-Петербург. В столице он обратил на себя внимание Царской Семьи, и в 1824 году его назначили лейб-медиком. Это был первый в России врач, официально объявивший себя гомеопатом, К гомеопатии благосклонно относились Государь Николай I и его брат Великий Князь Михаил. Сам Николай I никогда не отправлялся в путь без гомеопатической аптечки.

    Правда, со стороны официальной медицины первые шаги гомеопатии в России встретили противодействие. В 1824 году Государственный Совет постановил не допускать в государственных больницах и госпиталях гомеопатическое лечение, но частная практика не запрещалась. Есть сведения, что и здесь не обошлось без заступничества Николая I.

    И первая половина ХIХ столетия прошла в острой борьбе сторонников и противников нового метода лечения и в спорах между гомеопатами и аллопатами.

    В. И. Даль, известный врач и писатель, получив медицинское образование, оказался в лагере противников гомеопатов. И в своих статьях со свойственной ему иронией высмеивал их: «В основании своем гомеопатия есть бред, доказательства и ссылки ее - ложь и неправда»; «Гомеопатия есть презрительный шарлатанизм самого низкого разряда». Недоверие к гомеопатии было поколеблено, когда Даль в период своей службы в Оренбурге стал свидетелем и участником лечения тяжелого заболевания. В письме к Одоевскому Даль пишет: «Я убедился, что средства эти действуют, иногда удивительно скоро, сильно и спасительно». И вот недавний противник нововведений в медицине убежденно говорит о союзе аллопатов и гомеопатов, о необходимости трезво и благоразумно оценивать их возможности, предупреждает о вреде излишнего, неоправданного оптимизма.

    В статье «Верующие и неверующие» читаем: «Верующие нередко впадают в крайность, верят сами или в горячности своей заверяют других, будто гомеопатия исцеляет всякий недуг». В. И. Даль, убежденный собственным опытом, считает, что «есть случаи, может быть, не частые, когда гомеопатия приносит изумительную помощь там, где аллопатия бессильна».

    Когда ученые мужи находили все новые и новые аргументы «за» и «против», Церковь в лице своих подвижников благочестия приняла новый метод лечения. Святитель Феофан Затворник давал своим чадам лечебные советы по гомеопатии. «Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. Теперь всем болезням конец», - пишет он в одном из своих писем. И в другом послании продолжает эту тему: «Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! Слышу, что крупинки многим помогают. У меня берут и будто получают пользу. Книг по этой части куча... Вот вам крупинки - Aconti и Belladonna - принимать попеременно... Во время припадков... через - 1, 2, 3 часа... А не во время припадков, если есть охота, - одно утром, другое вечером... Прием: одна крупинка на чайную ложку...». И подобные советы в письмах святителя встречаются часто.

    Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и многих вылечивал от серьезных и трудных заболеваний. Он сам любил гомеопатию и лечился ею. Соединяя эти лекарства со словами утешения и властного совета, старец больше всего помогал нервнорасстроенным, близким к отчаянию и сумасшествию.

    В конце концов гомеотерапия прочно заняла свое место в русской практической медицине, чему немало содействовало именно духовенство. В Петербурге в 1881 году открылась при Обществе последователей гомеопатии лечебница во имя Архангела Михаила. А 17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение гомеопатической аптеки на Невском проспекте, где она находится и сейчас.

    Духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского Екатерина Духонина в своем дневнике пишет: «Узнав о моей болезни, очень пожалел и сказал: «Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно, усердно молись Господу, да почаще приобщайся. Господь милостив».

    Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, гомеопатические общества возникли в Харькове, Киеве, Одессе, Перми, Кисловодске. Сохранились сведения о лечебной гомеопатической практике доктора Любимова в Пензе, которому помогали священники.

    Уже в 60-70-е годы ХIХ века гомеопатия стала распространяться и в далеких российских провинциях. Ее проникновению в северо-восточные губернии - Казанскую, Вятскую, Пермскую и Оренбургскую - также содействовало местное священство. В 1873 году в журнале петербургских врачей-гомеопатов сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и посредством лечебников оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению. Новый метод лечения использовался в медицинской практике и в Сибири. Из сообщений Алтайской миссии известно, что миссионеры своим гомеопатическим лечением удивляли даже лам, гордившихся своим искусством. Иркутский архиепископ снабжал всех миссионеров гомеопатическими лечебниками и аптечками. В последующие два десятилетия гомеопатическая медицина в России завоевала успех в обществе. Большим событием стал Первый Всероссийский съезд последователей гомеопатии, состоявшийся в сентябре 1915 года. Труды съезда издали отдельной книгой.

    В период первой мировой войны в Санкт-Петербурге работала больница, где оказывали помощь больным и раненым воинам с использованием гомеопатических средств.

    История развития гомеотерапии при советской власти была полна трагичных перемен. После революции 1917 года общий упадок хозяйства отразился и на гомеопатии. Правда, по окончании гражданской войны возобновилась деятельность аптеки и лечебницы в Петрограде, и даже был утвержден устав Петроградского общества врачей-гомеопатов, но распри между официальным здравоохранением и гомеопатическими структурами достигли в условиях грубого администрирования невиданного ранее накала. На состоявшемся в 1951 году диспуте на заводе «Большевик» выступавшие аллопаты публично характеризовали гомеопатию как ненаучный метод лечения, подспорье религии, опиум для народа. Но доводы гомеопатов были весомы, и аудитория осталась на их стороне.

    В 1932 году общество врачей-марксистов в своей официальной резолюции объявило гомеопатию не только антинаучной, но и политически враждебной. Общество гомеопатов квалифицировалось как организация, враждебная социалистическому строительству. Последовали призывы «всемерно разоблачать знахарскую сущность гомеопатии перед широкими массами трудящихся» и даже предостережения о том, что «гомеопатия перерастет из антинаучного в антипролетарское, политически враждебное нам учреждение».

    Проводившаяся в 1934-1939 годах «проверка эффективности гомеопатического лечения», начатая по инициативе Всесоюзного института экспериментальной медицины, показала результаты, естественно, не в пользу гомеопатии. В «Советском врачебном журнале» (1939) М.В. Черноруцкий писал: «...широко задуманная попытка изучения эффективности гомеопатии... привела к результатам, которые не дают основания для признания непосредственной эффективности гомеопатии. Представляет ли гомеопатия как своеобразная теоретическая система сама по себе определенную практическую ценность? Мы на основании истории вопроса и нашего собственного опыта должны дать отрицательный ответ».

    Все это привело к упразднению Всероссийских обществ врачей-гомеопатов в Ленинграде и Москве в 1938 году. Гомеопатию как лечебный метод не запретили в Ленинграде (две лечебницы ежедневно обслуживали 500-600 больных), но в СССР, в отличие от других стран, она не была признана официальной медициной.

    В эти трудные для гомеопатии времена святой старец Серафим Вырицкий, недавно прославленный Церковью угодник Божий, возносил к Богу свои святые молитвы за приезжавших к нему больных людей, потом зачастую благословлял их обращаться за помощью к врачам-гомеопатам. Однажды старец Серафим предсказал молодому человеку, провалившему экзамен в медицинский институт, что он туда поступит и в свое время станет профессором.

    И действительно, профессор М.С.Фаворский - сейчас врач-гомеопат высочайшей квалификации, заместитель заведующего кафедрой инфекционных болезней в Санкт-Петербургском Медицинском Университете им. академика И.П.Павлова.

    Одна из духовных чад старца Серафима, врач-гомеопат, пробыла несколько лет в ссылке, так как лечила людей вопреки запрету властей. Возвратившись, она перестала принимать больных, боясь новой ссылки. Вскоре она ослепла. Поехала с мужем в Вырицу к старцу Серафиму, а он отказывается ей помогать: «А зачем я тебя буду лечить? Ты же убежала, побоялась, чтобы тебя не посадили. Побоялась и никого не принимаешь. Вот поэтому Господь и послал тебе слепоту, раз ты не хочешь видеть горя других людей и не хочешь помогать». Женщина, раскаявшись, обещала, что, если вернется зрение, будет лечить людей, пока жива. По молитвам батюшки она прозрела и после этого никогда и никому из больных не отказывала в помощи.

    Самый сильный удар по гомеопатии был нанесен в шестидесятые годы приказом № 610 Министерства здравоохранения «Об усилении контроля за работой и регламентацией дальнейшей деятельности врачей-гомеопатов и применением в лечебной практике гомеопатических средств». Была запрещена подготовка врачей-гомеопатов, издание литературы по гомеопатии. И нужно отдать должное гомеопатам: они, несмотря ни на что, продолжали лечить больных.

    Изменения начались с середины восьмидесятых годов. Стал решаться вопрос о подготовке врачей-гомеопатов. По стародавней традиции гомеопатия опять под крылом Церкви. Ведь старцы наши никогда не возбраняли прибегать к ее методам лечения.

    Но совсем недавно в некоторых православных изданиях появились статьи с подзаголовками: «Карма и гомеопатия», «Опасность гомеопатии» и т.п. Общество по защите греческой православной культуры, семьи и человека, работающее под духовным руководством и наблюдением монаха отца Арсения Вьянкофта в священной митрополии Касандрии при владыке Синезии, пришло к выводу о несовместимости гомеопатии с православной верой.

    Понимаем и разделяем обеспокоенность греческого духовенства опасностью увлечения их врачей оккультизмом. Естественно, в наше время надо быть начеку. Но позволим себе заметить, что русские гомеопаты, в отличие от греческих, ведут себя куда более благочестиво.

    Переводить зарубежные статьи на подобные темы надо с осторожностью во избежание паники на корабле. Гомеопатия, как и любое медицинское средство, может стать орудием спасения, а может и навредить, в зависимости от того, в чьих руках она находится. К примеру, опиум облегчает страдания больного человека, но может стать медленным орудием убийства.

    Гомеопатия как наука еще очень молода, но уже доказала свою необходимость в служении страждущим. И будем надеяться, что совместными усилиями духовенства и врачей-гомеопатов такой недорогой (что очень актуально для большинства граждан России), сравнительно несложный, но эффективный метод лечения послужит для облегчения страданий больных людей.

    С. Н. РЫБАКОВА.
    Русский дом. 2003

    Митрополит Петербургский Серафим (Чичагов) - потомственный русский аристократ, блестящий гвардейский офицер, герой Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., богослов и священник, прошедший путь до митрополита и Члена Святейшего Синода, был еще и композитором, художником-иконописцем и целителем, создавшим самобытную лечебную систему. Пройдя архангельскую ссылку на Соловках, московские Таганскую и Бутырскую тюрьмы, он был расстрелян в 1937 году, а в 1999 году канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви.

    На Русско-турецкой войне будущий священномученик глубоко сопереживая физическим страданиям раненных воинов, поставил перед собой задачу овладения медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. По-видимому, именно на фронте Л. М. Чичагов впервые познакомился с гомеопатическим методом лечения и сам начал лечить раненых гомеопатическими средствами. Вернувшись с войны, он начал интенсивно изучать медицину в Санкт-Петербургском Университете и затем разработал свою оригинальную систему лечения. В 1890 году вышла его книга «Что служит основанием каждой науке», в которой будущий святитель пишет: «Я не боюсь ни критики, ни нападок на мою настоящую работу, так и на последующую, в которой я буду подробно излагать мою систему лечения, так как чувствую себя сильным и правым, служа науке, в основе которой лежит религия, и, взяв в помощницы природу, а также поставив себе общую пользу страждущего человечества, которой я всецело себя посвятил. Наконец, эта моя беседа была обращена к страждущим, которые, конечно, скорее и легче понимают истину».

    «Если б человек всегда держался здравомыслия и благоразумия, - пишет будущий православный иерарх, - то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю здоровья и счастья. Но мысленная сторона редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, а деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми непотребностями естества и пришлыми страстями».

    Размышляя об этиологии болезней, Л. М. Чичагов пишет: «Вся Библия и Евангелие полны указаниями, что корень человеческих болезней кроется в их страстях. В таком случае, в чем все заключаются причины болезней? Этот вопрос разрешится весьма легко, как только вникнуть в действие страстей на организм человека. Более чем ясно, что всякая страсть, влекущая к вредному образу жизни, увлечениям, необузданности характера и т. д., прежде всего, производит порчу крови и порождает неправильность кровообращения; недоброкачественная кровь, питая ткани, изгоняет их свойства, а измененное кровообращение производит приливы крови только к известным органам и тканям или частям тела и нарушает их деятельность, Болезнь же есть не что иное, как видимое или чувствуемое нарушение правильного хода жизненного процесса». В 1891 году выходит двухтомное издание Л. М. Чичагова «Медицинские Беседы», где он искренне делится своими переживаниями и трудностями на тернистом пути лечебной работы и написания книги.

    «Вражда и преследования - это главные награды, благодарность некоторых больных - это временное утешение. Чтобы новое лечение приобрело сторонников, оно должно творить чудеса, добиваться таких крупных результатов, которые немыслимы для существующих систем; необходимо вырывать людей из объятий смерти. С другой стороны, подобные результаты лечения убеждают общество в сверхъестественности и автору приписывают духовные силы, что в глазах людей низводит это лечение опять-таки в область фантазии, шарлатанства и эксплуатации. Творить чудеса надо, а творящим их выражается недоверие и сомнение. Следовательно, остается одно: молчать, терпеть и выслушивать нарекания. Молчать, пока не наступит час, когда можно будет заговорить, не боясь за судьбу своего детища; терпеть, пока масса излеченных не заставит врагов лечения отнестись к нему с уважением, выслушивать нарекания, пока хулители и недруги, устыдясь своего пусторечия и злостного отношения, не обратятся сами за помощью...»

    Однако САМОБЫТНАЯ СИСТЕМА Л. М. Чичагова весьма сильно отличается от современной гомеопатии.

    Во-первых, он категорически настаивает использовать только неядовитые растения: «Все аллопатические яды должны быть принципиально отвергнуты».

    Во-вторых, предпочтение отдаёт деревьям, исходя из их полезности в быту человека, поскольку полезными их сделал Творец. В фармакологию Л. М. Чичагова входят лекарства «из сосны, ладана, берёзы, бука, орешника, граната, дуба, клёна, лавровишни, мирра, рододендрона, тополя, рябины, туи, финиковой пальмы, эвкалипта, ясеня, японской камфары, лавра, кальмии, чилибухи, других деревьев». Из кустарников он использовал «...бруснику, бузину, гелониас, гидрастис канадензис, жасмин, индийский плющ (фитоллака), кондуранго, лаванду, ломонос, паслён сладкогорький, перец стручковый, пижму, руту душистую, хвойник (эфедра), хлопчатник и хмель». Применял он и травы: «...арника, васильки, ветреница луговая, грудышник горький (Игнация), зверобой, ирис, кактус, коготки, очанка (Теукриум), подлесник (Азарум), ромашку, тысячелистник, щавель, алое (сабур), виргинку (Гамамелис)».

    В-третьих, «люди должны были бы пользоваться теми средствами, которые произрастают в той же местности, где они живут». Поэтому главным лекарством своей фармакологии он сделал препарат из сосны, который назвал БАЗИС.

    В-четвертых, из минеральных источников он использует только серу, известь и минеральные воды.

    В-пятых, Л. М. Чичагов говорит, что «простейший, кратчайший и вернейший путь для определения свойств лекарств - это экспериментальный», «целебные свойства лекарств выявляются в испытаниях: 1) на животных; 2) на здоровых людях и 3) на больных». В отличие от мнения Ганемана он категорично утверждает: «Испытание различных свойств неядовитых лекарств должно производиться исключительно на больных людях».

    В-шестых, если лекарство подобрано правильно, то больной получает моментальное облегчение. Оригинальным в системе Л. М. Чичагова является применение лекарств для диагностики. «Мои средства безвредны, предлагаются в малых дозах и действуют динамически, а не механически». «Этот проверочный приём даёт мне возможность иногда, после допроса больного, прямо переходить к нему, не теряя времени на выслушивание и выстукивание и, конечно, я почти всегда узнаю истинную причину болезни безошибочно».

    «Для контроля диагноза с помощью лекарства врач должен: 1) обладать специфическими средствами для всех органов, некоторых полостей и болезней; 2) точно изучить свойства своих лекарств; 3) лекарства должны действовать быстро». «Подобный проверочный диагноз я ввел давным-давно в мою систему лечения и для всех болезней, так как все мои лекарства обладают специфическими свойствами».

    В-седьмых, Л. М. Чичагов разрабатывает концепцию ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ. Он утверждает, что предрасположение к известной болезни, без которого люди никогда не заболевают, есть не что иное, как скрыто существующая болезнь, сопровождающаяся расстройством кровообращения.

    В-восьмых, он утверждал, что можно лечить небольшим числом лекарств, действия которых тщательно изучены. Он предполагал, что «...число используемых лекарств будет сокращаться».

    Второй том содержал подробное описание системы Л. М. Чичагова, приготовления и показаний к применению лекарств растительного происхождения, указания по лечению ряда заболеваний. По каждому своему лекарству Чичагов дает критический обзор литературы, используя народные лечебники и даже рукописные источники монахов-знахарей. Главное же он черпает из гомеопатической литературы и собственных прувингов (испытаний) лекарств на больных. В наше время в периодической печати также есть упоминания о медицинской деятельности Л. М. Чичагова. Киевский профессор Ю. Н. Квитницкий-Рыжов в журнале «Советское здравоохранение» (№ 8, 1984) охарактеризовал двухтомник Л. М. Чичагова, как весьма своеобразный и интересный источник изучения истории популяризации медицинских знаний».

    В статье «Скажи мне, кто твой врач» (Проблемы медицины ХХI века с точки зрения православного врача) врач-офтальмолог В. А. Непомнящих говорит: «В муках возрождается гомеопатия, уверенно занимавшая подобающее ей место в медицине. Мало кто знает, что известный в истории Русской Православной церкви митрополит Серафим (Чичагов), ныне прославленный Церковью как священномученик, был талантливым гомеопатом...

    По мнению владыки Серафима, врач должен знать одинаково хорошо как аллопатию, так и гомеопатию, чтобы лечить больного быстро и безопасно. Как аллопатия, так и гомеопатия имеют свои пределы возможностей. для больного человека по большому счёту совершенно безразлично, каким способом (аллопатическим или гомеопатическим) его вылечит врач, лишь бы быстрее и без ущерба для общего состояния здоровья...»

    Леонид Михайлович Чичагов создал самобытную систему лечения динамизированными лекарствами растительного происхождения, взяв за основу народную медицину, аллопатические и гомеопатические фармакологии, собственные испытания лекарств на больных людях.

    Л. М. Чичагов разработал и блестяще применял проверку своего диагноза с помощью лекарств, которые давались непосредственно в ходе консультирования больного и вызывали моментальное улучшение состояния пациента. По некоторым сведениям, за короткий срок медицинской деятельности (10 - 12 лет) он вылечил свыше 20 тысяч тяжёлых больных, от которых отказались другие врачи.

    Начало сеансов в 18 часов. Пожертвование на билет - 10 рублей.

    Адрес киновидеоклуба: г. Краснодар, ул. Красная, 5, малый зал

    По интересующим Вас вопросам о вере, духовной жизни и спасении вы можете позвонить

    В настоящее время продолжается набор слушателей. Курсы рассчитаны на один учебный год. Цель курсов - подготовка квалифицированных православных псаломщиков для клиросов храмов Екатеринодарской епархии. Основное внимание уделяется церковному пению (обиход, богослужебная практика, история церковного пения, сольфеджио). Также изучаются: катехизис, церковный устав и церковнославянский язык. Обучение проводится по субботам с 9.00. до 16.00. (с обеденным перерывом) в зале духовных бесед при храме Рождества Христова.

    Сумма пожертвований каждого слушателя за один месяц обучения на курсах может составить 300 руб. Общее руководство курсами осуществляется благочинным церквей 1-го Екатеринодарского округа, настоятелем храма Рождества Христова протоиереем Александром Игнатовым. Ответственный за образовательный процесс - священник Свято-Георгиевского храма г. Краснодара, кандидат богословия, иерей Димитрий Кравченко.

    В конце обучения сдаются экзамены и выдается документ об окончании курсов православных псаломщиков установленного образца, заверенный правящим архиереем.

    Запись на курсы осуществляется в бухгалтерии храма Рождества Христова.

    Контактный телефон: 61-14-58.

    • адрес редакции: 350000, г. Краснодар, ул. Соборная, 60. тел. 62-20-81, 62-09-48, регистр. № 14

    Просмотров: 421 | Добавил: arright | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz