Восприемники. Фрагмент росписи В.Васнецова "Крещение св. князя Владимира"
Сейчас в нашей церкви много говорится о необходимости возрождения традиции катехизации, а также о том, что активность мирян в церковной жизни должна возрастать...
Стать уязвимым...
Христианское свидетельство — это не просто передача информации о Боге, Христе и Церкви, это духовное событие и в нашей жизни, и в жизни другого человека. Когда мы возвещаем человеку путь спасения во Христе, и он с верой его принимает, он отвечает тем самым на призыв Бога, Который «всем желает спастись и прийти к познанию истины». Что происходит во время миссионерской проповеди? Человек как бы духовно рождается через наше слово о Христе, обретает веру, а мы в результате становимся его крестными родителями, поручителями, ходатаями. Это значит, что нам нужно будет заботиться потом об этом человеке, начиная хотя бы с самого элементарного, с самого простого.
Если мы хорошо знаем человека, то мы можем сразу пригласить его на миссионерскую встречу или огласительную беседу, и сами с ним пойти. А если не знакомы, то после разговора нам необходимо оставить человеку свой телефон, адрес, где нас можно найти, и предложить встретиться и поговорить позже. И какие бы ни были обстоятельства встречи, нам нужно быть готовыми быть с ним рядом до того момента, когда человек действительно начнет совершать своё покаяние, найдет свой путь к Богу. Ведь плод миссии — воцерковление человека — зависит не только от свободной решимости человека изменить свою жизнь, но и от нашего труда. Важно преодолеть страх, пойти на риск и познакомиться поближе. Общение (а оно лежит в основе подлинной миссии) — невозможно без доверия, доверие — без открытости, и кто-то должен рискнуть и сделать первый шаг... И стать уязвимым... И нам не надо бояться давать аванс любви и доверия. Ведь именно такой аванс нам самим когда-то дал Господь через других людей, благодаря труду и молитве которых мы сейчас в церкви. Именно так устроена миссия, именно так растет церковь — на открытости и деятельной любви.
Сказав «а», нужно говорить и «б»
В нормальном случае за миссионерскими встречами сразу же следует путь в Церковь — оглашение, или катехизация. И её нужно кому-то проводить и организовывать, а кому-то участвовать и помогать в этом. И в этом благодатном деле священнику или катехизатору поручители могут оказывать просто неоценимую помощь, ведь они гораздо лучше знают и жизнь поручаемых, и их проблемы.
Очень редко человеку удается без всяких «осложнений» и «духовных вывихов» подготовить к церковной жизни, то есть огласить самого себя: через чтение книг, через редкие случайные встречи с верующими людьми. Чаще всего это происходит только, если рядом есть сочувствующий, внимательный и готовый помочь верующий человек, который поддержит и вдохновит в трудную минуту сомнений и испытаний. Ведь после крещения или вхождения в церковь, должно последовать возрастание в церковной жизни. И на этом этапе начала церковной жизни тоже возможны немалые трудности и искушения, и христианам-неофитам нужна помощь от крестных родителей, поручителей, церковно-опытных мирян. Всё это время о человеке нужно заботиться и меру этой заботы невозможно определить заранее, она у каждого поручаемого, крестника — своя.
У нас в церкви, к сожалению, зачастую встречается нехристианское, безответственное отношение к поручительству, к тому, чтобы быть крестными родителями. И это не зависит от возраста крестников — они могут быть и младенцами, и детьми, и взрослыми. Ответственность — это готовность верного христианина быть с ищущим, оглашаемым и неофитом («младенцем во Христе») до его полного воцерковления, достижения им «возраста Христова». Это внутренняя готовность к продолжению отношений до тех пор, пока человек сам не станет верным христианином. Наша помощь, в том числе молитвой и советом, нужна не только до того момента, когда он крестится, но дальше — до того момента, когда он начнет служить Богу и приносить плоды! Такова ответственность крестных родителей и поручителей.
Немного истории
Выдающийся русский миссионер, основатель Православного Миссионерского Общества, свт. Иннокентий Московский писал в «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру»: «Когда увидишь, что слушатели твои тебя поняли и изъявят желание сопричислиться Христову стаду, тогда предлагать им: а) об условиях для желающих вступить в число верующих; б) о святом крещении как таинственном возрождении от воды и Духа, вводящем в новую жизнь христианскую, и о прочих таинствах, как средствах к получению благодати Иисуса Христа, и в) о том, как должен вести жизнь свою тот, кто хочет быть истинным христианином и, следовательно, воспитываться всеми плодами искупления». То есть свт. Иннокентий не предлагает сразу же крестить тех, кто только «изъявил желание» креститься, но сначала научить их основам христианской веры и жизни. Не сразу, а лишь после научения вере и исправления жизни, крестили желающих и другие известные русские миссионеры — архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, митрополит Японский свт. Николай (Касаткин), просветитель Японии.
Известно, что в древней церкви было невозможно креститься без свидетельства поручителя, который потом участвовал в крещении и был восприемником, то есть «принимал» нового члена церкви от купели. Уже во II веке у христианского апологета Тертуллиана мы встречаемся с термином sponsores — поручители, спонсоры. В «Апостольском предании» Ипполита Римского (III век) мы можем прочитать о важной роли поручителя при крещении. Он приводил с собой кандидата в церковь (в собрание христиан) первый раз и свидетельствовал перед епископом о том, что этот человек хочет стать христианином и его можно зачислить в число оглашаемых. И затем, во время оглашения, он принимал участие в научении оглашаемого, постоянно был с ним в общении. Когда же оглашение завершалось, то к крещению человек допускался именно на основании свидетельства поручителя (крестного, восприемника), как лица ответственного перед Богом и церковью за того, кого он некогда привел в церковь. После крещения поручитель продолжал помогать поручаемому, пока тот осваивался в новой для него жизни в церкви, способствуя духовному росту новокрещенного.
Что же мы можем сделать?
Сейчас в нашей церкви много говорится о необходимости возрождения традиции катехизации, а также о том, что активность мирян в церковной жизни должна возрастать. Понятно, что невозможно сразу сделать всё — и просветить весь наш «крещенный, но не просвещенный» народ светом Евангелия, и ввести полноценную катехизацию на всех приходах, и возродить везде общинно-братскую жизнь, когда вхождение в церковь становится вхождением в реальную общину христиан, старающихся жить вместе по Евангелию. Но, тем не менее, есть то малое, что мы можем делать, несмотря ни на что: все мы можем свидетельствовать о своей вере, все мы можем быть поручителями для людей, желающих креститься или войти в церковь, тех, кто пока лишен церковного общения.
Для этого наше слово должно быть не только с евангельской «солью», то есть подтверждаться делами, но оно должно быть ответственным. Ведь в церкви всё делается навсегда, и все связи между людьми устанавливаются навсегда. Утверждая это «навсегда», мы исходим из веры в промысел Божий, в то, что все встречи устраивает Господь, и что у христиан не бывает в жизни ничего случайного. Чего Господь ждет от нас, когда устраивает наши встречи с неверующими и нецерковными людьми? Конечно не того, что мы промолчим, или просто поговорим с человеком «про Бога» и оставим его, так что не будет никакого продолжения общения.
Мы можем начать с себя, как это принято у христиан, и задать себе один очень простой и одновременно очень трудный вопрос: Почему мы часто молчим и не пользуемся теми возможностями для свидетельства, какие нам Господь посылает? Не потому ли, что мы чувствуем, что если мы сейчас заговорим о самом главном, если мы откроем человеку свою веру, свою надежду и любовь, то он может откликнуться, и нам придётся отвечать на его вопросы, и жить с ним в одной церкви, и вместе с ним войти в вечность?
Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства