Подобные центры доказали свою эффективность и рентабельность на Западе, а в России стали создаваться лишь в последнее десятилетие: в Санкт-Петербурге, Архангельске, Барнауле, Красноярске, Самаре. Даже такая специальность, как гемостазиолог, существует только за рубежом.
Но в челябинской горбольнице № 11 этот отдел работает уже 8 лет, оказывая помощь пациентам с риском кровотечений и закупорки сосудов тромбами. Сегодня мы беседуем с его руководителем, ассистентом кафедры факультетской терапии ЧелГМА, доктором медицинских наук Натальей ВЕРЕИНОЙ.
- Объясните, что такое гемостаз и кто обращается к вам за помощью?
- Термин «гемостаз» дословно переводится с греческого как остановка крови. На самом деле, это система в живом организме, которая отвечает за хрупкий баланс между кровотечением и тромбозом.
Наш контингент – это пациенты, страдающие различными нарушениями свертываемости крови. При создании центра мы как врачи терапевтического профиля думали, что к нам пойдут в основном кардиологические больные, пациенты с венозными тромбозами. В этих случаях очень важно разобраться, почему произошел тромбоз, решить какое лечение и профилактика требуются в конкретном случае, как долго их нужно проводить, что нужно от самого человека, чтобы не пострадать вновь.
Все эти вопросы требуют индивидуального наблюдения, длительного контакта с врачом, порой от их решения зависит жизнь человека. Но с первых месяцев создания центра мы поняли, что наиболее остро эта проблема стоит в акушерстве. Из-за нарушения кровотока в основной транспортной системе между женщиной и будущим ребенком – плаценте могут возникнуть различные проблемы при вынашивании беременности. Такая женщина имеет угрозу прерывания беременности, отставание плода в развитии, кровотечения, а в наиболее тяжелых случаях – остановку развития плода, самопроизвольный аборт или внутриутробную гибель плода. При своевременно назначенном лечении вероятность успешного исхода беременности существенно возрастает, при этом рождаются полноценные здоровые дети.
У наших, терапевтических, больных эффекта приходится ждать долго. А здесь, 9 месяцев – и результат! Ты видишь: у женщины, которая подчас теряет надежду после нескольких неудачных попыток, рождается здоровый малыш. Это, конечно, очень стимулировало нас, заставляло двигаться дальше.
Сейчас 60-70 процентов наших пациентов составляют будущие мамы. Мы провели анализ своих результатов, соблюдая все правила научного исследования. У женщин с проблемами в системе свертывания крови, из которых лишь треть имели в прошлом благополучные роды, на фоне коррекции удалось достичь успеха более чем в 90 процентах случаев.
- Потрясающе! Как вам удается этого добиваться?
- Мы проводим коррекцию риска тромбозов и кровотечений, индивидуально рассчитываем дозы и курсы препаратов для каждой пациентки. Многие женщины, имеющие осложнения в прошлом, обращаются к нам еще на этапе планирования ребенка, а затем мы наблюдаем их в течение всей беременности и провожаем в роддом с рекомендациями по профилактике на послеродовом этапе.
Мы рады встретить их потом счастливых и похорошевших с фотографиями своих таких долгожданных деток. Видите, у нас уже целый альбом этих снимков. Вот эта семья пережила четыре выкидыша. Благодаря командной работе врачей за семь последних лет у них родились сначала девочка, потом мальчик, а этот маленький голубоглазый блондин – уже третий ребенок. Причем, когда налаживаешь кровоснабжение, нет кислородного голодания плода, детишки рождаются замечательные, очень сообразительные, хорошо развиваются.
Адекватная коррекция повышает и успешность вспомогательных репродуктивных технологий – экстракорпорального оплодотворения, ведь фон у таких женщин, как правило, более тяжелый, много проблем. Вот смотрите, какая симпатичная двойня. Отец – из Челябинска, мама приехала из Сербии, ей в Москве поставили диагноз наследственной тромбофилии – склонности к тромбозам. Наблюдалась всю беременность у нас. В последний раз всем семейством приезжали к нам перед школой, близняшки пели нам песни на двух языках – русском и сербском.
- Наталья Константиновна, а почему возникают тромбозы?
- Склонность к тромбозам – проблема комплексная, обусловлена как врожденными, так и приобретенными факторами. К счастью, не все решает наследственность, многое зависит от самого человека и его привычек: курения, переедания, низкой физической активности. Большое значение также имеют сопутствующие заболевания, оперативные вмешательства, особенно в ортопедии, принимаемые медикаменты, например, противозачаточные средства.
Порой длительные пребывание в статической позе, авиаперелет в экзотическую страну, у человека с факторами риска может закончиться развитием тромбоза уже при выходе с трапа самолета. Необходимо помнить, что подобные истории могут иметь продолжение – частота рецидивов после первого тромбоза в венозном бассейне составляет 30 процентов. Такая вот грозная цифра. Но своевременная индивидуальная оценка риска и довольно простые меры профилактики оказываются очень эффективными. С каждым годом расширяется арсенал противотромботических средств, стал доступен хорошего качества эластический трикотаж – специальные чулки, гольфы, колготы, предотвращающие нарушения кровоснабжения.
- Попасть к вам на прием непросто. Нельзя ли приезжать к вам с готовыми анализами?
- Наши анализы и их трактовка требуют особого подхода, начиная с правил забора крови. Дело в том, что мы исследуем живые клетки крови в течение первых двух часов. Сдавать анализы нужно строго натощак, заранее исключив ряд медикаментов, с учетом показателей гемоглобина и количества тромбоцитов. Взять кровь необходимо нетравматично, это тоже очень важно. Поэтому мы так ценим наших заведующую лабораторией Ларису Струнину, опытных лаборантов Елену Жилину и Евгению Неручеву, работающих в отделе гемостаза больше пяти лет. А наш врач-лаборант Наталья Жолобова – специалист на вес золота, стаж ее работы – почти 20 лет. Она очень профессиональный, думающий, внимательный врач и совершенно безотказный человек.
С первого года работы лаборатория гемостаза участвует в федеральном контроле качества лабораторных исследований с подтверждением правильности определения показателей в специально высылаемых образцах крови. Мы гордимся, что по результатам контроля качества нас включают в проведение общероссийских и международных исследований по проблемам гемостаза.
Да, сегодня, когда к нам едет поток пациентов из разных районов Челябинска и области, мы просто не в состоянии удовлетворить потребности всех. В прошлом году наша лаборатория выполнила 13315 исследований. Мы провели 6000 консультаций, это втрое больше, чем восемь лет назад.
Нам приходится отвечать на жалобы из-за существующей очереди на консультативный прием, сложности с записью из-за ежегодно возрастающей нагрузки и нехватки кадров. В поликлинике ввели многоканальный телефон, на этапе внедрения – электронная запись на исследования и прием врача. Иногородним пациентам мы сегодня можем отправить результаты через Интернет.
Но проблема существует – требуется расширение как материально-технической базы, приобретение современной аппаратуры, так и подготовка специалистов, организация на базе нашей кафедры курсов усовершенствования по вопросам нарушений гемостаза для врачей различных специальностей из других лечебно-профилактических учреждений города и области. Мы считаем, что на сегодняшний день необходима специальная гемостазиологическая служба, примером такой организации может быть Архангельская область.